О лесных дорогах, тяжелых грунтах и экспериментальной Озерной
11:28 2024.07.04 (обновлено: 11:41 2024.07.04)

В один из «выездных» четвергов директор по строительству филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе Евгений Бурлаков и начальник участка по строительству дорожной инфраструктуры Александр Марчук отправились в дорожно-строительный отряд № 1. Вместе с ними поехали корреспонденты «Вестника».

С Братской трассы сворачиваем на Бадарминскую магистраль. Пока едем, разговариваем о дирекции, о стоящих перед ней задачах, о лесных дорогах и людях, которые их строят.

В состав дирекции по строительству входят два дорожно-строительных отряда (ДСО), производство по строительству мостов и ремонту дорожной инфраструктуры (ПСМРДИ) и участок по содержанию дорожной инфраструктуры. В коллективе 324 человека - настоящие профессионалы. Но кадровая проблема есть, впрочем, как и везде. В ДСО не хватает экскаваторщиков, бульдозеристов и водителей самосвалов. В ПСМРДИ – машинистов автогрейдера.

- От профессионализма дорожников зависит качество дороги, - говорит Евгений Бурлаков. – Например, машинист катка должен понимать, насколько он уплотнил полотно. Если недостаточно, грунт останется пористым и будет накапливать воду. Если уплотнить слишком сильно, грунт начнет рассыпаться и превращаться в пыль. Есть тонкости, их понимание приходит только с опытом. Но опытные, надежные люди у нас есть. Например, в ДСО-1 – машинист катка Евгений Жоголь, в ПСМРДИ – машинист бульдозера Виктор Азаренко, машинист автогрейдера Сергей Полуляхов.

За 2024 год оба ДСО должны построить 209,8 километра лесовозных усов на направлениях, где будет производиться лесозаготовка. План ПСМРДИ - 57 километров новых зимников и ремонт 420 километров зимников действующих. А за лето ПСМРДИ необходимо построить и отремонтировать 44 километра лесных дорог, построить 9 деревянных мостов, 7 водопропускных труб, отремонтировать 6 причалов. План участка по содержанию дорожной инфраструктуры – 1 410 километров лесных магистралей, веток и усов.

Спрашиваю Александра Марчука, сколько в ДСО-1 человек и давно ли он руководит этим отрядом?

– Отряд большой, 90 человек: операторы автогрейдера, катка, бульдозера, машинисты экскаватора, водители самосвалов, прорабы, - рассказывает он. – Работают вахтой. Я руковожу этим подразделением полтора месяца, до этого возглавлял группу по проектированию дорог в нашей же дирекции. Группа занимается изысканием и планированием дорог, то есть просчитывает, как построить дорогу, а я теперь работаю непосредственно на земле – претворяю в жизнь то, что спроектировано. По профессии я геодезист, в «Илиме» уже 11 лет. Мне сейчас очень помогает опыт проектирования. Изначально я возглавлял проект строительства ветки Озерной, а теперь выпал шанс поучаствовать в ее строительстве. И надо сказать, процесс становится более понятным и более интересным. Конечно, учусь у наших опытных специалистов, давно работающих в дорожном строительстве. Спасибо им за наставничество.

В день нашей поездки в ДСО-1 дорожники заканчивали работы в районе 15-й ветки Бадарминской магистрали и готовились к перебазировке на участки в районе поселка Ершово.

- На 15-й ветке отряд строил лесовозные усы под текущую вывозку бригады «Спутник-2», - поясняет Евгений Бурлаков. - Наша цель сегодня – оценить качество работы. Если выявятся какие-то недочеты, будет время для их устранения, прежде чем отряд перебазируется.

Прошу рассказать про Озерную – это направление у всех на слуху.

- Озерная выходит на Кодинскую автодорогу, ведущую в Красноярский край, - говорит Евгений Бурлаков. - Направление стратегическое, по нему из Красноярского края будет осуществляться поставка балансов и щепы на промплощадку. Также в том районе есть и наши участки заготовки. В этом году мы завершили строительство ветки.

Длина ветки – 46 километров. Строил ее ДСО-1 по новой для филиала скандинавской технологии. Опытом поделились коллеги из Коряжмы, которые в прошлом году приезжали в Усть-Илимск. Озерная вообще получилась экспериментальной, так как на ней попробовали сразу три варианта строительства. Первый – летний, когда порубочные остатки собирают и укладывают в основание дороги на черную землю. В течение года под воздействием осадков они уплотняются, затем их покрывают слоем скального грунта и уплотняют катком. Второй вариант – зимний. Так как в это время года лежащие под снегом порубочные остатки без снега собрать невозможно, бульдозером их сдвигают к стенке леса, а основание будущей дороги покрывают небольшим слоем дорожной одежды. Третий вариант – обычное традиционное строительство.

- Вариативность позволит определить, какой из способов наиболее подходит для суглинистых грунтов Усть-Илимского района, - поясняет Евгений Валерьевич. – Вообще, скандинавская технология дает удешевление работ на 20-30 %. Поэтому хотелось бы взять этот опыт на вооружение. Однако при этом необходимо планировать лесозаготовку и, следовательно, строительство дорог под нее минимум на три года вперед, так как дорога должна какое-то время «отстояться». Ожидаем хороших результатов.

Сейчас движение по Озерной закрыто, чтобы за время весенней распутицы свежая дорога отстоялась и «отдала воду». В июле ее проверят, грейдируют и откроют для перевозок.

Озерную пересекает речка Кова. Через нее в прошлом году подрядчик филиала, красноярская компания «Мостремстрой», начал строительство моста. Мост трехпролетный, с двумя береговыми и двумя русловыми опорами. Он готов на 95 %, осталось укрепить береговые опоры и загрунтовать металлические конструкции моста.

- К нему мы обязательно доедем, посмотрим, как обстоят дела, - говорит директор по строительству. – Это второй железобетонный мост, который мы построили за последние несколько лет. Первый – через Катангу на Хаталангской магистрали. Но тот немного больше, поскольку Катанга – река большая. Его, кстати, тоже возводил «Мостремстрой».

Мы периодически останавливаемся – Евгений Бурлаков и Александр Марчук выходят из машины, чтобы обследовать участки Бадарминской магистрали и наметить план работ на ней. Рассказывают, что летом это направление основное. Сейчас здесь стоят бригады двух производств лесозаготовки и подрядчики. Нагрузка на дорогу серьезная, поэтому пока ДСО-1 не ушел с этого направления, вполне логично отремонтировать наиболее проблемные отрезки трассы. По такому же принципу будут делать точечные ремонты на Капаевской иТушамской магистралях.

Когда встречаем работающую технику, тоже останавливаемся, чтобы поговорить с людьми. Директор по строительству долго беседовал с Владимиром Мандзяком - одним из самых опытных машинистов автогрейдера участка по содержанию дорог. На наш вопрос «Как дорога?» Владимир Мандзяк ответил, что грунты по Бадарминской тяжелые, поэтому ощущается нагрузка и технику, и на работающего в ней человека.

- Тяжелые, но крепкие, долго держатся, - сказал он.

Но на болотистых участках или возле ручьев под тяжестью лесовозов грунт все же просаживается. В таких случаях в дело вступает экскаватор: восстанавливает кюветы и выполняет осветление дороги.

- Вода – враг дороги, она впитывается в грунт, он становится мягким, и полотно «плывет». Когда есть кювет, вода стекает в него. А благодаря осветлению обочин дорога на солнце лучше просыхает, - пояснил технологические моменты Евгений Валерьевич.

Все это удается увидеть своими глазами: на одном из участков работал большой экскаватор – восстанавливал кювет и осветлял дорогу. Прошел довольно много. Как пояснил Александр Марчук, мы только что свернули на 15-ю ветку, сюда в ближайшее время придет весь отряд, чтобы построить новый лесовозный ус. Снова выходим из машины. Евгений Бурлаков и Александр Марчук обсуждают, где в этом месте лучше сделать водоотвод, разговаривают с машинистом экскаватора Максимом Тростинецким. У его экскаватора наработка - 41 тысяча моточасов. Ремонтировать приходится каждый день, а ведь ремонт – это простой. По этой причине мы не стали надолго задерживать Максима Тростинецкого и поехали дальше. Дорога стала заметно лучше: здесь недавно прошел грейдер, а так как вывозки леса с этих участков пока нет, дорога  как новая.

- Скоро будет мост, - предупредил Александр Марчук.

Так и есть: еще пара километров – и мы подъехали к мосту через Кову.

Продолжение следует

 

Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина

Актуально

Съезжий фольклорный праздник «Ангарская глубинка» прошел вчера на базе отдыха «Сибирский залив»

О его открытии известил колокольный звон гостей праздника – участников третьего областного фестиваля колокольного звона «Братские колокола».

Подробнее
6 июля в спортивном центре «Молодежный» поселка Невон состоялось закрытие первой спартакиады «Илима»

Напомним, спартакиада стартовала в День работников леса. В ней участвовало восемь команд подразделений Усть-Илимских филиалов Группы «Илим», охранного предприятия «Ангара» филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске и техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг.

Подробнее
В Усть-Илимске прошел 31-й фестиваль гитарной, авторской песни «Илимская Лира - 2024»

Музыкальный праздник состоялся 6-7 июля на территории курорта «Русь».

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Сотрудники «Илима», а также их дети могут получить высшее образование по заочному ускоренному курсу

Эту уникальную возможность предоставляет Группа «Илим совместно с Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.

Подробнее
О лесных дорогах, тяжелых грунтах и экспериментальной Озерной

В один из «выездных» четвергов директор по строительству филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе Евгений Бурлаков и начальник участка по строительству дорожной инфраструктуры Александр Марчук отправились в дорожно-строительный отряд № 1. Вместе с ними поехали корреспонденты «Вестника».

Подробнее