Судьба усть-илимского аэропорта: как это было
13:18 2024.11.15 (обновлено: 13:21 2024.11.15)

Продолжение. Часть 3

Как открывались первые  регулярные рейсы на Москву

Все разрешительные документы для начала регулярных полетов на самолетах Ту-154 были завершены в течение месяца после выполнения технического рейса. В октябре 1988 года был дан старт пассажирским рейсам по маршруту Усть-Илимск – Москва – Усть-Илимск.  Начиная с 1989 года, на Москву выполнялось уже 11 рейсов в неделю.

Начало полетов выпало на осенне-зимний период – время неблагоприятных погодных условий, в результате которых часто происходило обледенение взлетно-посадочной полосы (ВПП), что отрицательно сказывалось на безопасности и регулярности полетов.

Однажды в январе 1989 года днем пошел сильный дождь, превратившийся ночью в снег в связи с резким похолоданием. В результате на ВПП образовалась ледяная корка толщиной  3 сантиметра. Аэропорт был закрыт на прием самолетов первого класса более чем на трое суток из-за  отсутствия необходимой снегоуборочной техники.

Ранее действующий аэропорт был построен для приема воздушных судов третьего класса, поэтому в зимнее время для очистки от снега и борьбы с обледенением ВПП и рулежек использовались комбинированные машины типа ПР-130М на базе ЗиЛ-130 (ЗиЛ-431410). Производительность их работы и технологические возможности не позволили удалить лед со взлетной полосы за меньший срок.

В аэропортах, принимающих самолеты первого класса, дополнительно использовались машины ДЭ-235, которые комплектовались еще одним рабочим органом - тележкой с реактивным двигателем Д-30, создававшим мощный поток теплого воздуха, который использовался для борьбы с обледенением полосы. Данные машины выпускались на Минском заводе «Дормаш». Распределение их осуществлялось Госпланом СССР на основании сформированных заявок МГА СССР. Заявка на поставку такой машины для аэропорта Усть-Илимск была оформлена в 1987 году, и по предварительному плану  поставка снегоуборочной машины была запланирована на начало 1990 года.

Очередная помощь руководства УИ ЛПК

Весной 1989 года в аэропорту Шереметьево проходила международная выставка снегоуборочных машин, на которой была представлена плужно-щеточная продувная машина АСБ 109 «Викинг» швейцарской фирмы Rolba Ltd. Данная техника предназначалась для круглогодичного использования: в зимнее время – для очистки от снега и льда, а в остальное время года – для очистки аэродрома от пыли и грязи. Все это оборудование было смонтировано на одном прицепе.  По функциональным характеристикам данная техника аналогична ДЭ-235, но только с той разницей, что производительность работ в 2 раза выше. Во время посещения выставки выяснилось, что эту машину можно приобрести непосредственно на выставке. Генеральный директор УИ ЛПК за счет сэкономленных средств по контракту «Поставка технологического оборудования в аэровокзал» разрешил провести переговоры с представителем фирмы Rolba Ltd на предмет заключения контракта на покупку этой машины. В результате переговоров был подписан контракт на поставку снегоуборочной машины.

«Боевое крещение» снегоуборочной техники

В соответствии с подписанным и оплаченным контрактом машина была поставлена в аэропорт Усть-Илимск. Под руководством представителя фирмы Rolba Ltd подготовку машины к эксплуатации проводил мастер аэродромной службы Павленко, который вспоминает: «Все работы были завершены в летнее время, и машина была полностью готова к эксплуатации в осенне-зимний период. В качестве тягача использовался автомобиль марки КрАЗ-255, в кабине которого был смонтирован пульт по управлению оборудованием, установленным на прицепе.

В конце сентября 1989 года выпал первый снег. Решили проверить машину в условиях эксплуатации. Поскольку это был первый выезд на ВПП, то посмотреть на ее работу, кроме специалистов аэродромной службы, пришли все водители гаража, начальник аэропорта и другие специалисты. Управление автомобилем КрАЗ-255 было доверено опытному водителю Владимиру Зеленовскому, который работал еще в невонском аэропорту. Во время движения снегоуборочной машины из гаража на летное поле аэродрома произошел случай, при воспоминании о котором до сих пор по телу пробегает холодок, хотя прошло уже более 35 лет. Дорога от гаража до летного поля шла на подъем, и на одной из ее неровностей произошло отцепление прицепа от тягача. В результате снегоуборочная машина весом в несколько тонн покатилась вниз по спуску, и все, кто шел за машиной, разбежались в разные стороны, а начальник аэропорта, упираясь руками в корпус машины, пытался ее остановить, но она продолжала с ускорением катиться вниз, таща его за собой. Повезло, что на дороге был свежевыпавший снег, поэтому ноги скользили как на лыжах, и только в последний момент он отпрыгнул в сторону. Разумеется, остановить машину не удалось, но она поменяла направление движения и скатилась на обочину дороги,  остановившись в нескольких метрах от котельной. Если бы этого не произошло, техника бы разбилась и разрушила часть здания котельной. Незначительные повреждения на машине были устранены в кратчайший срок, и к началу осенне-зимнего периода она была готова к эксплуатации».

В последующем аэропорт Усть-Илимска был связан регулярным авиасообщением с Иркутском, Красноярском, Новосибирском, транзитные рейсы выполнялись в Анапу, Барнаул, Волгоград, Владивосток, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Краснодар, Киев, Минеральные Воды, Хабаровск и города Якутии.

В 1989 году были построены и сданы в эксплуатацию современное пятиэтажное здание гостиницы, электролиния ВЛ-35, что значительно повышало надежность электроснабжения аэропорта. В 1990 году по индивидуальному проекту началось строительство нового аэровокзала на 450 пассажиров в час, с двумя телескопическими трапами.

Продолжение следует

 

Николай Семенов, начальник аэропорта, командир Усть-Илимского авиапредприятия с 1984 по 1991 год | Фото из архива автора

Актуально

Ключевое слово – «рост»

В Усть-Илимске состоялся День карьерного роста для сотрудников Группы «Илим».

Подробнее
Устьилимцев приглашают на финал Кубка «Илима» по баскетболу

23-24 ноября в спортивном комплексе «Илим» состоятся финальные игры.

Подробнее
Юные усть-илимские гимнастки привезли награды с Открытого первенства Иркутского регионального отделения «Динамо»

Как рассказала председатель комитета физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города Любовь Брюханова, в соревнованиях по художественной гимнастике участвовали спортсменки из городов Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск, Шелехов, Железногорск-Илимский и Улан-Удэ.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В центре правобережья Усть-Илимска установили большой телевизионный экран

Как пояснил мэр Эдуард Симонов, городской телевизор будет случить источником информации для жителей. В настоящее время идет настройка оборудования. В дальнейшем на экране будут транслировать видеоролики с городских концертов и событий, а также с его помощью планируется оповещать горожан о предстоящих мероприятиях.

Подробнее
В Усть-Илимске продолжают привлекать к ответственности за мусор и неправильную парковку

На прошлой неделе специалисты администрации города провели очередные рейды по выявлению нарушителей правил благоустройства и несвоевременного вывоза крупногабаритных отходов из усть-илимских дворов. Об этом рассказал заместитель мэра города по правовым вопросам Евгений Стариков.

Подробнее
Стадионы «Лесохимик» и «Юбилейный» готовят к зимнему сезону

Как рассказала председатель комитета физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города Любовь Брюханова, сейчас там идет подготовка к заливке льда.

Подробнее