Продолжение. Часть 3
Как открывались первые регулярные рейсы на Москву
Все разрешительные документы для начала регулярных полетов на самолетах Ту-154 были завершены в течение месяца после выполнения технического рейса. В октябре 1988 года был дан старт пассажирским рейсам по маршруту Усть-Илимск – Москва – Усть-Илимск. Начиная с 1989 года, на Москву выполнялось уже 11 рейсов в неделю.
Начало полетов выпало на осенне-зимний период – время неблагоприятных погодных условий, в результате которых часто происходило обледенение взлетно-посадочной полосы (ВПП), что отрицательно сказывалось на безопасности и регулярности полетов.
Однажды в январе 1989 года днем пошел сильный дождь, превратившийся ночью в снег в связи с резким похолоданием. В результате на ВПП образовалась ледяная корка толщиной 3 сантиметра. Аэропорт был закрыт на прием самолетов первого класса более чем на трое суток из-за отсутствия необходимой снегоуборочной техники.
Ранее действующий аэропорт был построен для приема воздушных судов третьего класса, поэтому в зимнее время для очистки от снега и борьбы с обледенением ВПП и рулежек использовались комбинированные машины типа ПР-130М на базе ЗиЛ-130 (ЗиЛ-431410). Производительность их работы и технологические возможности не позволили удалить лед со взлетной полосы за меньший срок.
В аэропортах, принимающих самолеты первого класса, дополнительно использовались машины ДЭ-235, которые комплектовались еще одним рабочим органом - тележкой с реактивным двигателем Д-30, создававшим мощный поток теплого воздуха, который использовался для борьбы с обледенением полосы. Данные машины выпускались на Минском заводе «Дормаш». Распределение их осуществлялось Госпланом СССР на основании сформированных заявок МГА СССР. Заявка на поставку такой машины для аэропорта Усть-Илимск была оформлена в 1987 году, и по предварительному плану поставка снегоуборочной машины была запланирована на начало 1990 года.
Очередная помощь руководства УИ ЛПК
Весной 1989 года в аэропорту Шереметьево проходила международная выставка снегоуборочных машин, на которой была представлена плужно-щеточная продувная машина АСБ 109 «Викинг» швейцарской фирмы Rolba Ltd. Данная техника предназначалась для круглогодичного использования: в зимнее время – для очистки от снега и льда, а в остальное время года – для очистки аэродрома от пыли и грязи. Все это оборудование было смонтировано на одном прицепе. По функциональным характеристикам данная техника аналогична ДЭ-235, но только с той разницей, что производительность работ в 2 раза выше. Во время посещения выставки выяснилось, что эту машину можно приобрести непосредственно на выставке. Генеральный директор УИ ЛПК за счет сэкономленных средств по контракту «Поставка технологического оборудования в аэровокзал» разрешил провести переговоры с представителем фирмы Rolba Ltd на предмет заключения контракта на покупку этой машины. В результате переговоров был подписан контракт на поставку снегоуборочной машины.
«Боевое крещение» снегоуборочной техники
В соответствии с подписанным и оплаченным контрактом машина была поставлена в аэропорт Усть-Илимск. Под руководством представителя фирмы Rolba Ltd подготовку машины к эксплуатации проводил мастер аэродромной службы Павленко, который вспоминает: «Все работы были завершены в летнее время, и машина была полностью готова к эксплуатации в осенне-зимний период. В качестве тягача использовался автомобиль марки КрАЗ-255, в кабине которого был смонтирован пульт по управлению оборудованием, установленным на прицепе.
В конце сентября 1989 года выпал первый снег. Решили проверить машину в условиях эксплуатации. Поскольку это был первый выезд на ВПП, то посмотреть на ее работу, кроме специалистов аэродромной службы, пришли все водители гаража, начальник аэропорта и другие специалисты. Управление автомобилем КрАЗ-255 было доверено опытному водителю Владимиру Зеленовскому, который работал еще в невонском аэропорту. Во время движения снегоуборочной машины из гаража на летное поле аэродрома произошел случай, при воспоминании о котором до сих пор по телу пробегает холодок, хотя прошло уже более 35 лет. Дорога от гаража до летного поля шла на подъем, и на одной из ее неровностей произошло отцепление прицепа от тягача. В результате снегоуборочная машина весом в несколько тонн покатилась вниз по спуску, и все, кто шел за машиной, разбежались в разные стороны, а начальник аэропорта, упираясь руками в корпус машины, пытался ее остановить, но она продолжала с ускорением катиться вниз, таща его за собой. Повезло, что на дороге был свежевыпавший снег, поэтому ноги скользили как на лыжах, и только в последний момент он отпрыгнул в сторону. Разумеется, остановить машину не удалось, но она поменяла направление движения и скатилась на обочину дороги, остановившись в нескольких метрах от котельной. Если бы этого не произошло, техника бы разбилась и разрушила часть здания котельной. Незначительные повреждения на машине были устранены в кратчайший срок, и к началу осенне-зимнего периода она была готова к эксплуатации».
В последующем аэропорт Усть-Илимска был связан регулярным авиасообщением с Иркутском, Красноярском, Новосибирском, транзитные рейсы выполнялись в Анапу, Барнаул, Волгоград, Владивосток, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Краснодар, Киев, Минеральные Воды, Хабаровск и города Якутии.
В 1989 году были построены и сданы в эксплуатацию современное пятиэтажное здание гостиницы, электролиния ВЛ-35, что значительно повышало надежность электроснабжения аэропорта. В 1990 году по индивидуальному проекту началось строительство нового аэровокзала на 450 пассажиров в час, с двумя телескопическими трапами.
Продолжение следует
Николай Семенов, начальник аэропорта, командир Усть-Илимского авиапредприятия с 1984 по 1991 год | Фото из архива автора
Актуально
В Усть-Илимске состоялся День карьерного роста для сотрудников Группы «Илим».
Подробнее23-24 ноября в спортивном комплексе «Илим» состоятся финальные игры.
ПодробнееКак рассказала председатель комитета физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города Любовь Брюханова, в соревнованиях по художественной гимнастике участвовали спортсменки из городов Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск, Шелехов, Железногорск-Илимский и Улан-Удэ.
ПодробнееСамое читаемое
Как рассказала консультант отдела по Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Службы ЗАГС Иркутской области Ольга Лескович, в октябре в городе зарегистрировано рождение 51 ребенка, что даже больше, чем в октябре 2023 года – тогда у нас на свет появилось 48 детей. Но сравнение данных с начала года оптимизма не внушает.
Подробнее16 ноября в поселке Невон прошли семейно-спортивные соревнования «Мы – одна команда!», приуроченные к 30-летию спортивного центра «Молодежный» Усть-Илимского муниципального округа.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Как пояснил мэр Эдуард Симонов, городской телевизор будет случить источником информации для жителей. В настоящее время идет настройка оборудования. В дальнейшем на экране будут транслировать видеоролики с городских концертов и событий, а также с его помощью планируется оповещать горожан о предстоящих мероприятиях.
ПодробнееНа прошлой неделе специалисты администрации города провели очередные рейды по выявлению нарушителей правил благоустройства и несвоевременного вывоза крупногабаритных отходов из усть-илимских дворов. Об этом рассказал заместитель мэра города по правовым вопросам Евгений Стариков.
ПодробнееКак рассказала председатель комитета физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города Любовь Брюханова, сейчас там идет подготовка к заливке льда.
ПодробнееРеферальная программа Группы «Илим» по трудоустройству.
Вознаграждение за привлечение нового сотрудника – 15 000 рублей.
Кого можно рекомендовать:
-члены семьи,
- друзья,
- коллеги с предыдущих мест работы,
- знакомые, не трудоустроенные на предприятиях АО «Группа «ИЛИМ»,
- бывшие сотрудники, не работающие в компании последние 12 месяцев.
Что нужно сделать для участия в программе:
- заполнить заявку на участие,
- передать заявку в отдел по найму, обучению и развитию персонала лично или по электронной почте.
При возникновении вопросов обращайтесь:
- Светлана Мельникова - svetlana.melnikova@usk.ilimgroup.ru, тел. 92102, 89246042844
- Людмила Шинкаренко - lyudmila.shinkarenko@usk.ilimgroup.ru, тел. 91116