Продолжение. Часть 3
Как открывались первые регулярные рейсы на Москву
Все разрешительные документы для начала регулярных полетов на самолетах Ту-154 были завершены в течение месяца после выполнения технического рейса. В октябре 1988 года был дан старт пассажирским рейсам по маршруту Усть-Илимск – Москва – Усть-Илимск. Начиная с 1989 года, на Москву выполнялось уже 11 рейсов в неделю.
Начало полетов выпало на осенне-зимний период – время неблагоприятных погодных условий, в результате которых часто происходило обледенение взлетно-посадочной полосы (ВПП), что отрицательно сказывалось на безопасности и регулярности полетов.
Однажды в январе 1989 года днем пошел сильный дождь, превратившийся ночью в снег в связи с резким похолоданием. В результате на ВПП образовалась ледяная корка толщиной 3 сантиметра. Аэропорт был закрыт на прием самолетов первого класса более чем на трое суток из-за отсутствия необходимой снегоуборочной техники.
Ранее действующий аэропорт был построен для приема воздушных судов третьего класса, поэтому в зимнее время для очистки от снега и борьбы с обледенением ВПП и рулежек использовались комбинированные машины типа ПР-130М на базе ЗиЛ-130 (ЗиЛ-431410). Производительность их работы и технологические возможности не позволили удалить лед со взлетной полосы за меньший срок.
В аэропортах, принимающих самолеты первого класса, дополнительно использовались машины ДЭ-235, которые комплектовались еще одним рабочим органом - тележкой с реактивным двигателем Д-30, создававшим мощный поток теплого воздуха, который использовался для борьбы с обледенением полосы. Данные машины выпускались на Минском заводе «Дормаш». Распределение их осуществлялось Госпланом СССР на основании сформированных заявок МГА СССР. Заявка на поставку такой машины для аэропорта Усть-Илимск была оформлена в 1987 году, и по предварительному плану поставка снегоуборочной машины была запланирована на начало 1990 года.
Очередная помощь руководства УИ ЛПК
Весной 1989 года в аэропорту Шереметьево проходила международная выставка снегоуборочных машин, на которой была представлена плужно-щеточная продувная машина АСБ 109 «Викинг» швейцарской фирмы Rolba Ltd. Данная техника предназначалась для круглогодичного использования: в зимнее время – для очистки от снега и льда, а в остальное время года – для очистки аэродрома от пыли и грязи. Все это оборудование было смонтировано на одном прицепе. По функциональным характеристикам данная техника аналогична ДЭ-235, но только с той разницей, что производительность работ в 2 раза выше. Во время посещения выставки выяснилось, что эту машину можно приобрести непосредственно на выставке. Генеральный директор УИ ЛПК за счет сэкономленных средств по контракту «Поставка технологического оборудования в аэровокзал» разрешил провести переговоры с представителем фирмы Rolba Ltd на предмет заключения контракта на покупку этой машины. В результате переговоров был подписан контракт на поставку снегоуборочной машины.
«Боевое крещение» снегоуборочной техники
В соответствии с подписанным и оплаченным контрактом машина была поставлена в аэропорт Усть-Илимск. Под руководством представителя фирмы Rolba Ltd подготовку машины к эксплуатации проводил мастер аэродромной службы Павленко, который вспоминает: «Все работы были завершены в летнее время, и машина была полностью готова к эксплуатации в осенне-зимний период. В качестве тягача использовался автомобиль марки КрАЗ-255, в кабине которого был смонтирован пульт по управлению оборудованием, установленным на прицепе.
В конце сентября 1989 года выпал первый снег. Решили проверить машину в условиях эксплуатации. Поскольку это был первый выезд на ВПП, то посмотреть на ее работу, кроме специалистов аэродромной службы, пришли все водители гаража, начальник аэропорта и другие специалисты. Управление автомобилем КрАЗ-255 было доверено опытному водителю Владимиру Зеленовскому, который работал еще в невонском аэропорту. Во время движения снегоуборочной машины из гаража на летное поле аэродрома произошел случай, при воспоминании о котором до сих пор по телу пробегает холодок, хотя прошло уже более 35 лет. Дорога от гаража до летного поля шла на подъем, и на одной из ее неровностей произошло отцепление прицепа от тягача. В результате снегоуборочная машина весом в несколько тонн покатилась вниз по спуску, и все, кто шел за машиной, разбежались в разные стороны, а начальник аэропорта, упираясь руками в корпус машины, пытался ее остановить, но она продолжала с ускорением катиться вниз, таща его за собой. Повезло, что на дороге был свежевыпавший снег, поэтому ноги скользили как на лыжах, и только в последний момент он отпрыгнул в сторону. Разумеется, остановить машину не удалось, но она поменяла направление движения и скатилась на обочину дороги, остановившись в нескольких метрах от котельной. Если бы этого не произошло, техника бы разбилась и разрушила часть здания котельной. Незначительные повреждения на машине были устранены в кратчайший срок, и к началу осенне-зимнего периода она была готова к эксплуатации».
В последующем аэропорт Усть-Илимска был связан регулярным авиасообщением с Иркутском, Красноярском, Новосибирском, транзитные рейсы выполнялись в Анапу, Барнаул, Волгоград, Владивосток, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Краснодар, Киев, Минеральные Воды, Хабаровск и города Якутии.
В 1989 году были построены и сданы в эксплуатацию современное пятиэтажное здание гостиницы, электролиния ВЛ-35, что значительно повышало надежность электроснабжения аэропорта. В 1990 году по индивидуальному проекту началось строительство нового аэровокзала на 450 пассажиров в час, с двумя телескопическими трапами.
Продолжение следует
Николай Семенов, начальник аэропорта, командир Усть-Илимского авиапредприятия с 1984 по 1991 год | Фото из архива автора
Актуально
О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.
ПодробнееНа выставке представлено более ста работ, как традиционные берестяные туеса, украшенные берестяной плетенкой, так и необычные берестяные панно, где из кусочков бересты разных оттенков складывается изображение - пейзажи, животные и птицы сибирской тайги.
ПодробнееПредседатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин рассказал об итогах ремонта дорог и благоустройства территорий Усть-Илимска в 2025 году, а также о других актуальных вопросах городского хозяйства.
ПодробнееСамое читаемое
1-2 ноября в спортивно-молодежном центре «Притяжение» Усть-Илимска прошел региональный турнир по интеллектуальным играм «Открытый кубок Усть-Илимска» среди школьных команд.
ПодробнееПредседатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин рассказал об итогах ремонта дорог и благоустройства территорий Усть-Илимска в 2025 году, а также о других актуальных вопросах городского хозяйства.
ПодробнееИркутская область вошла в число первых регионов России, где начали использовать цифровое удостоверение личности (ID) через национальный мессенджер МАХ. Теперь жители региона могут подтверждать свой возраст, статус многодетного родителя или студента с помощью QR-кода.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин рассказал об итогах ремонта дорог и благоустройства территорий Усть-Илимска в 2025 году, а также о других актуальных вопросах городского хозяйства.
Подробнее1-2 ноября в спортивно-молодежном центре «Притяжение» Усть-Илимска прошел региональный турнир по интеллектуальным играм «Открытый кубок Усть-Илимска» среди школьных команд.
ПодробнееГородской суд временно запретил работу суши-бара «Сакура экспресс» на проспекте Мира. Причина — несколько случаев отравления среди посетителей.
Подробнее
