Они умели радоваться жизни
13:33 2023.04.27 (обновлено: 13:37 2023.04.27)

Он с детства представлял себя военным, но сбыться этой мечте так и не удалось. И на то были свои судьбоносные причины…

Николай Андреевич Кириллов родился в Пензенской области в 1940 году. Его отец Андрей Михайлович пропал без вести в первый год Великой Отечественной войны. С тех пор жизнь семьи превратилась в ад, так как статус без вести пропавшего предполагал, что человек мог попасть в плен, а это уже «враг народа». Коле шел второй годик, а брату Мише было три, когда их маму Марфу Ивановну зимой 1942 года мобилизовали в Томскую область на лесоповал. Ей было всего 23 года. Маленькие сыновья остались с бабушкой. В тяжелых сибирских условиях мама застудила глаза, и ее полуслепую вернули домой. К счастью, ее смогла вылечить народная целительница. Семья выживала благодаря корове-кормилице, которую отец-комбайнер за трудодни заработал в колхозе. После войны наступили неурожайные годы, в 1949 году корову задрали волки, и Марфа Ивановна вместе с детьми переехала к родственникам в Узбекистан, где они прожили до 1956 года.

– Летом мы с братом были предоставлены сами себе, – рассказывает Николай Кириллов. – Однажды, когда мне шел 13-й год, встретили знакомого беспризорника. Он нам так расписал вольную жизнь, что мы, не думая, запрыгнули в первый попавшийся вагон и катались по всей Средней Азии. Через три месяца в Ташкенте нас поймала милиция и передала в детский дом. Милиция искала маму, а нам домой совсем не хотелось: понравилась жизнь в детдоме, где друг за друга все стояли горой.

Но Марфа Ивановна, конечно, забрала сыновей из детдома, и все вернулись в Пензу. Коля собрался поступать в Суворовское училище, но путь преградило то обстоятельство, что отец пропал без вести во время войны. И только в 70-х годах пришло известие, что Андрей Михайлович Кириллов погиб в бою 26 июля 1942 года…

«А вы кого, паря, тут приехали?»

После 10-го класса Николай подал документы в летное училище, но по болезни был отчислен. Совсем другой путь был уготован моему герою. После окончания техучилища он поработал на казахстанской Магнитке, а в 1963 году, окончив автошколу, вместе с приятелем Виктором Черноиваненко отправился в Братск работать водителем. Оттуда от АТУ-7 их направили строить трассу Братск – Усть-Илимск. Сначала жили в палаточном городке в деревне Анчирикова. В 1964 году стояли уже в Кобляково и Седаново.

– Несколько машин тогда приехали в старое Седаново. Надо было где-то переночевать, поесть, – вспоминает Николай Кириллов. – Смотрим, у дома стоит мужик, просим у него хлеба продать, а он к нам с расспросами: «А вы кого, пАря, тут приехали?» Мы говорим: «Дорогу строить будем». Он: «А потом, паря, кого строить?» А потом, говорю, ГЭС будем строить. Он как закричит: «А ну, геть с подворья! Ничего я вам не продам! Перед Братском жил, там мою деревню затопило. Приехал сюда, думал, спокойно умру. А вас и сюда черт принес!» Так и не продал нам хлеба этот переселенец. Нас тогда накормила школьная учительница и поселила в старой школе, где жили бывшие заключенные.

Спешили на свидание, встретились в больнице

Первые строители-водители трудились на стареньких МАЗах и ЗИЛах, которые сполна отработали в Братске. Николай Андреевич рассказывает, что машины ехали со скоростью всего 40 км, а рева и дыма было – просто жуть! Особенно трудно было заводить транспорт в сильные морозы.

– Туман стоял беспроглядный. Масло застывало до такой степени, что двигатель не мог тащить задний мост, – вспоминает мой собеседник. – Чтобы завести машину, брали с собой чурку на дрова. Сооружали две жаровни типа квадратных тазиков. Одну под двигатель заталкивали, а другую – под задний мост. Иначе никак не завести технику! Как только машина заведется, дым такой поднимался, что дышать нечем. Один кто-то завелся, начинаем с буксира трогаться... Сейчас, наверное, за работу на такой технике дали бы Героя России, – смеется Николай Андреевич. – Но, к радости нашей, вскоре поступила первая партия новых машин, БелАЗы, стало работать полегче.

На всю жизнь запомнилась Николаю Кириллову и страшная авария, произошедшая в 1964 году в конце апреля под Седаново. Тогда водители решили отправиться на майские праздники в Братск на свидание к девчатам. Загрузились в автомобиль еще военного времени – ЗИС-151. Оказалось, что у него не было ни тормозов, ни сцепления, а водитель – бывший заключенный. Стояла жара, разливались ручьи, зимнюю отсыпку размыло. Машина шла по перемычке, которая внезапно обвалилась, и 32 человека улетели в кювет с трехметровой насыпи, а махина в 3,5 тонны накрыла всех сверху.

– Мы чудом уцелели, – рассказывает Николай Андреевич. – Надо мной текли два бака бензина, аккумуляторная жидкость. Кожу обожгло бензином и кислотой. Все получили травмы. Самых тяжелых в больницу доставили самолетом. Свидание с девушками случилось уже в больнице… С одной аварии в палате лежали девять человек на подвесках и растяжках.

По словам первостроителя, в то время молодые отчаянные парни готовы были ради своих избранниц на самые безумные поступки. Даже устраивали из-за них настоящие дуэли на самосвалах.

Остались теплые воспоминания

С 1965 по 1966 год Кириллов работал на отсыпке дороги в районе Эдучанки, а потом его автоколонну перевели в Усть-Илимск.

Свою судьбу Николай встретил в 1967 году, когда начал работать на строительстве Усть-Илимской ГЭС. Однажды его машина сломалась, и он пересел на автомобиль жилищно-коммунальной конторы. Ему поручили увезти белье в прачечную в Братске. Попутчицей оказалась помощница заведующей прачечной – симпатичная, очень стройная девушка. Татьяна сразу приглянулась веселому водителю. Молодые люди начали встречаться и вскоре расписались. Татьяна родила Николаю дочь, потом сына и младшую дочь. Сегодня у Кирилловых семеро внуков, в августе 2022 года они отметили 55-летие совместной жизни.

После строительства трассы Братск – Усть-Илимск Николай Кириллов трудился на отсыпке земляной плотины, котлована первой очереди Богучанской ГЭС, городских дорогах, вывозил землю из-под многоэтажек, где планировались подвалы. Его бригада прокладывала дорогу на Кеуль, строила площадки на ЛПК и ТЭЦ, затем отсыпала богучанскую дорогу от 130 километра.

В годы перестройки Николай Андреевич перешел в Братское автохозяйство (БАХ). Работал на автобусе более 20 лет. Выйдя на пенсию, продолжал трудовой путь инженером, главным механиком в частных фирмах. До самой пенсии трудилась на автопредприятии и супруга Николая Татьяна.

Было бы большим упущением не сказать о спортивных увлечениях моего героя. До сих пор в нем чувствуется спортивная жилка. Он любил играть в футбол, хоккей, волейбол. Вспоминает, как на левобережном стадионе «Старт» ведрами заливали каток, организовывали первые хоккейные и футбольные команды. Большой вклад в развитие спорта тогда внес Владимир Бадюлин.

Сегодня с улыбкой вспоминает ветеран Усть-Илимска, как однажды в напряженной борьбе работники АТУ-10 обыграли черемховскую футбольную команду – чемпионов Иркутской области. За это местные болельщики побили стекла в автобусе, и домой устьилимцев сопровождала милиция…

Перебирая старые фотографии, Николай Андреевич как будто окунается в свою бурную юность, вспоминает друзей: Леня Лещенко, Валера Казырьянцев, Игорь Притула, Толя Ильин, Владимир Вдовенко, Николай Панчук, Володя Уфимцев, Толик Костенко, Миша Шалашов, Толя Кочетков, Володя Бадюлин, Владимир Ульковский, Иван Месникович…

– Многих уже нет в живых, но остались самые теплые воспоминания о нашей золотой молодости. Несмотря на все трудности, мы умели радоваться жизни: трудиться, учиться, любить! – говорит ветеран Братскгэсстроя. – Хочется, чтобы и наши дети и внуки любили жизнь, были такими же патриотами своей страны, своего города, уважали друг друга, ценили настоящую дружбу. А еще очень надеюсь, что мою мечту – стать военным – воплотит кто-нибудь из моих внуков.

 

Наталья Иванишина | Фото автора и из архива семьи Кирилловых

Актуально

Команда «Илима» получила «серебро» турслета на Байкале

Команды филиалов Группы «Илим» в Усть-Илимске «Солянка» и лесного филиала «Хвоя» приняли участие в первом Всероссийском профсоюзном турслете «Потому чТо мы Вместе», который прошел 17-18 июня в поселке Большое Голоустное Иркутского района на берегу озера Байкал.

Подробнее
Форум «Бизнес на перспективных территориях. От идеи до реализации» состоялся во дворце культуры «Дружба»

Его организовали Центр «Мой Бизнес» Иркутской области совместно со Сбер, Законодательным собранием региона и администрацией Усть-Илимска.

Подробнее
Спикер регионального парламента высоко оценил проделанную работу в усть-илимском центре «Притяжение»

Одним из пунктов работы делегации Законодательного собрания региона и представителей правительства Приангарья в Усть-Илимске стал спортивно-молодежный центр «Притяжение».

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Спикер регионального парламента высоко оценил проделанную работу в усть-илимском центре «Притяжение»

Одним из пунктов работы делегации Законодательного собрания региона и представителей правительства Приангарья в Усть-Илимске стал спортивно-молодежный центр «Притяжение».

Подробнее
Совещание по теме организации пассажирских перевозок, в том числе по садоводческим маршрутам, прошло вчера в Усть-Илимске

В нем участвовали председатель Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников, представители министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, депутаты областного парламента, первый заместитель мэра города по экономическому развитию Эдуард Симонов, мэр Усть-Илимского района Яков Макаров, председатели Дум Усть-Илимского и Братского района, города Братска и других муниципальных образований области.

Подробнее
Качество ремонтов городских дорог проверил прибывший в Усть-Илимск с рабочим визитом спикер заксобрания Иркутской области

В поездке Александра Ведерникова сопровождали заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Виктор Цешковский, депутаты областного парламента от нашей территории, первый заместитель мэра города по экономическому развитию Эдуард Симонов. На улице Молодежной, где в этом году ремонтируется дорожное полотно, председатель Александр Ведерников пообщался с автомобилистами, в частности, он спрашивал их мнения о качестве проводимых в городе ремонтов.

Подробнее