Они умели радоваться жизни
13:33 2023.04.27 (обновлено: 13:37 2023.04.27)

Он с детства представлял себя военным, но сбыться этой мечте так и не удалось. И на то были свои судьбоносные причины…

Николай Андреевич Кириллов родился в Пензенской области в 1940 году. Его отец Андрей Михайлович пропал без вести в первый год Великой Отечественной войны. С тех пор жизнь семьи превратилась в ад, так как статус без вести пропавшего предполагал, что человек мог попасть в плен, а это уже «враг народа». Коле шел второй годик, а брату Мише было три, когда их маму Марфу Ивановну зимой 1942 года мобилизовали в Томскую область на лесоповал. Ей было всего 23 года. Маленькие сыновья остались с бабушкой. В тяжелых сибирских условиях мама застудила глаза, и ее полуслепую вернули домой. К счастью, ее смогла вылечить народная целительница. Семья выживала благодаря корове-кормилице, которую отец-комбайнер за трудодни заработал в колхозе. После войны наступили неурожайные годы, в 1949 году корову задрали волки, и Марфа Ивановна вместе с детьми переехала к родственникам в Узбекистан, где они прожили до 1956 года.

– Летом мы с братом были предоставлены сами себе, – рассказывает Николай Кириллов. – Однажды, когда мне шел 13-й год, встретили знакомого беспризорника. Он нам так расписал вольную жизнь, что мы, не думая, запрыгнули в первый попавшийся вагон и катались по всей Средней Азии. Через три месяца в Ташкенте нас поймала милиция и передала в детский дом. Милиция искала маму, а нам домой совсем не хотелось: понравилась жизнь в детдоме, где друг за друга все стояли горой.

Но Марфа Ивановна, конечно, забрала сыновей из детдома, и все вернулись в Пензу. Коля собрался поступать в Суворовское училище, но путь преградило то обстоятельство, что отец пропал без вести во время войны. И только в 70-х годах пришло известие, что Андрей Михайлович Кириллов погиб в бою 26 июля 1942 года…

«А вы кого, паря, тут приехали?»

После 10-го класса Николай подал документы в летное училище, но по болезни был отчислен. Совсем другой путь был уготован моему герою. После окончания техучилища он поработал на казахстанской Магнитке, а в 1963 году, окончив автошколу, вместе с приятелем Виктором Черноиваненко отправился в Братск работать водителем. Оттуда от АТУ-7 их направили строить трассу Братск – Усть-Илимск. Сначала жили в палаточном городке в деревне Анчирикова. В 1964 году стояли уже в Кобляково и Седаново.

– Несколько машин тогда приехали в старое Седаново. Надо было где-то переночевать, поесть, – вспоминает Николай Кириллов. – Смотрим, у дома стоит мужик, просим у него хлеба продать, а он к нам с расспросами: «А вы кого, пАря, тут приехали?» Мы говорим: «Дорогу строить будем». Он: «А потом, паря, кого строить?» А потом, говорю, ГЭС будем строить. Он как закричит: «А ну, геть с подворья! Ничего я вам не продам! Перед Братском жил, там мою деревню затопило. Приехал сюда, думал, спокойно умру. А вас и сюда черт принес!» Так и не продал нам хлеба этот переселенец. Нас тогда накормила школьная учительница и поселила в старой школе, где жили бывшие заключенные.

Спешили на свидание, встретились в больнице

Первые строители-водители трудились на стареньких МАЗах и ЗИЛах, которые сполна отработали в Братске. Николай Андреевич рассказывает, что машины ехали со скоростью всего 40 км, а рева и дыма было – просто жуть! Особенно трудно было заводить транспорт в сильные морозы.

– Туман стоял беспроглядный. Масло застывало до такой степени, что двигатель не мог тащить задний мост, – вспоминает мой собеседник. – Чтобы завести машину, брали с собой чурку на дрова. Сооружали две жаровни типа квадратных тазиков. Одну под двигатель заталкивали, а другую – под задний мост. Иначе никак не завести технику! Как только машина заведется, дым такой поднимался, что дышать нечем. Один кто-то завелся, начинаем с буксира трогаться... Сейчас, наверное, за работу на такой технике дали бы Героя России, – смеется Николай Андреевич. – Но, к радости нашей, вскоре поступила первая партия новых машин, БелАЗы, стало работать полегче.

На всю жизнь запомнилась Николаю Кириллову и страшная авария, произошедшая в 1964 году в конце апреля под Седаново. Тогда водители решили отправиться на майские праздники в Братск на свидание к девчатам. Загрузились в автомобиль еще военного времени – ЗИС-151. Оказалось, что у него не было ни тормозов, ни сцепления, а водитель – бывший заключенный. Стояла жара, разливались ручьи, зимнюю отсыпку размыло. Машина шла по перемычке, которая внезапно обвалилась, и 32 человека улетели в кювет с трехметровой насыпи, а махина в 3,5 тонны накрыла всех сверху.

– Мы чудом уцелели, – рассказывает Николай Андреевич. – Надо мной текли два бака бензина, аккумуляторная жидкость. Кожу обожгло бензином и кислотой. Все получили травмы. Самых тяжелых в больницу доставили самолетом. Свидание с девушками случилось уже в больнице… С одной аварии в палате лежали девять человек на подвесках и растяжках.

По словам первостроителя, в то время молодые отчаянные парни готовы были ради своих избранниц на самые безумные поступки. Даже устраивали из-за них настоящие дуэли на самосвалах.

Остались теплые воспоминания

С 1965 по 1966 год Кириллов работал на отсыпке дороги в районе Эдучанки, а потом его автоколонну перевели в Усть-Илимск.

Свою судьбу Николай встретил в 1967 году, когда начал работать на строительстве Усть-Илимской ГЭС. Однажды его машина сломалась, и он пересел на автомобиль жилищно-коммунальной конторы. Ему поручили увезти белье в прачечную в Братске. Попутчицей оказалась помощница заведующей прачечной – симпатичная, очень стройная девушка. Татьяна сразу приглянулась веселому водителю. Молодые люди начали встречаться и вскоре расписались. Татьяна родила Николаю дочь, потом сына и младшую дочь. Сегодня у Кирилловых семеро внуков, в августе 2022 года они отметили 55-летие совместной жизни.

После строительства трассы Братск – Усть-Илимск Николай Кириллов трудился на отсыпке земляной плотины, котлована первой очереди Богучанской ГЭС, городских дорогах, вывозил землю из-под многоэтажек, где планировались подвалы. Его бригада прокладывала дорогу на Кеуль, строила площадки на ЛПК и ТЭЦ, затем отсыпала богучанскую дорогу от 130 километра.

В годы перестройки Николай Андреевич перешел в Братское автохозяйство (БАХ). Работал на автобусе более 20 лет. Выйдя на пенсию, продолжал трудовой путь инженером, главным механиком в частных фирмах. До самой пенсии трудилась на автопредприятии и супруга Николая Татьяна.

Было бы большим упущением не сказать о спортивных увлечениях моего героя. До сих пор в нем чувствуется спортивная жилка. Он любил играть в футбол, хоккей, волейбол. Вспоминает, как на левобережном стадионе «Старт» ведрами заливали каток, организовывали первые хоккейные и футбольные команды. Большой вклад в развитие спорта тогда внес Владимир Бадюлин.

Сегодня с улыбкой вспоминает ветеран Усть-Илимска, как однажды в напряженной борьбе работники АТУ-10 обыграли черемховскую футбольную команду – чемпионов Иркутской области. За это местные болельщики побили стекла в автобусе, и домой устьилимцев сопровождала милиция…

Перебирая старые фотографии, Николай Андреевич как будто окунается в свою бурную юность, вспоминает друзей: Леня Лещенко, Валера Казырьянцев, Игорь Притула, Толя Ильин, Владимир Вдовенко, Николай Панчук, Володя Уфимцев, Толик Костенко, Миша Шалашов, Толя Кочетков, Володя Бадюлин, Владимир Ульковский, Иван Месникович…

– Многих уже нет в живых, но остались самые теплые воспоминания о нашей золотой молодости. Несмотря на все трудности, мы умели радоваться жизни: трудиться, учиться, любить! – говорит ветеран Братскгэсстроя. – Хочется, чтобы и наши дети и внуки любили жизнь, были такими же патриотами своей страны, своего города, уважали друг друга, ценили настоящую дружбу. А еще очень надеюсь, что мою мечту – стать военным – воплотит кто-нибудь из моих внуков.

 

Наталья Иванишина | Фото автора и из архива семьи Кирилловых

Актуально

В связи с резким таянием снега в Усть-Илимске осложнилась ситуация на дорогах

Как сообщал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, городские власти предпринимают меры для очистки и подсыпки магистралей.

Подробнее
На городской планерке мэр Усть-Илимска Эдуард Симонов представил своего заместителя по общественной безопасности Наиля Гарипова

Наиль Гарипов – активный участник общественной и политической жизни Усть-Илимска, не раз представлял интересы горожан в Городской думе. С 2022 по 2024 год Наиль Гарипов участвовал в специальной военной операции, награжден медалью «За отвагу».

Подробнее
Кроссфит в Усть-Илимске: лидер прежний

В службе по ПБ и ЧС филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске прошли ежегодные соревнования по пожарному кроссфиту среди дежурных смен.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В связи с резким таянием снега в Усть-Илимске осложнилась ситуация на дорогах

Как сообщал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, городские власти предпринимают меры для очистки и подсыпки магистралей.

Подробнее
На городской планерке мэр Усть-Илимска Эдуард Симонов представил своего заместителя по общественной безопасности Наиля Гарипова

Наиль Гарипов – активный участник общественной и политической жизни Усть-Илимска, не раз представлял интересы горожан в Городской думе. С 2022 по 2024 год Наиль Гарипов участвовал в специальной военной операции, награжден медалью «За отвагу».

Подробнее
Слет школьных лесничеств Иркутской области пройдет в Усть-Илимске

С 31 октября по 2 ноября на XXI Областном слете школьных лесничеств соберутся 12 команд из разных районов региона. Для участников организуют образовательные мастер-классы и соревновательные программы. Также в программу включено проведение практикума-семинара для руководителей школьных лесничеств. Это позволит им обменяться опытом и узнать о новейших методиках обучения.

Подробнее