Он строил мост
15:18 2021.12.27 (обновлено: 15:21 2021.12.27)

В морозные дни 1973 года был введен в эксплуатацию мост через Ангару. Его возводили строители-первопроходцы, опытные монтажники, приехавшие на Усть-Илимскую землю из разных уголков страны. В их числе – бригадир Борис Щербак.

В марте следующего года Борис Яковлевич готовится встретить 85-летний юбилей. Несмотря на столь почтенный возраст, он наизусть читает стихи, любит пошутить на любую тему и с удовольствием вспоминает молодость…

На долю нашего героя выпало военное детство. Старший брат погиб на фронте, отец – в керченских катакомбах. Когда на Кубани станицу Троицкая оккупировали немцы, маленькому Боре было 7 лет, а его старшей сестре Паше – 10. Чудом брату и сестре удалось спастись от отправки в Германию. Мама намазала им головы нигрозином (сине-черная краска для сапожных мазей – прим. авт.) и повязала платочки. «Нас тоже поймали и привели в комендатуру, где уже было человек 15 детей, – рассказывает Борис Яковлевич. – Когда подошла наша очередь, с нас сдернули платочки и спросили, что за пятна на голове? Старшая сестра не растерялась и говорит: «Да это стригущий лишай!» Нас пинками выгнали. Мы побежали домой, и тут началась сильная бомбежка. Меня ранило в трех местах, сестре оторвало пальцы на левой ноге. Мама нас выходила…»

 Вязали из металла ажурные кружева

…Постепенно затянулись раны. Наступила мирная жизнь. После школы Борис выучился в ФЗУ на слесаря и по направлению поехал в Грузию на строительство гидроэлектростанции на реке Риони. Там пробыл недолго. Манила его Сибирь. Так Борис Щербак оказался в Красноярске, где устроился монтажником в мостоотряд №7. С тех пор мосты вошли в его жизнь. На реке Кан, притоке Енисея, строил два моста, протяженностью 300 метров. Когда  работы завершились, Щербака направили  в командировку в Усть-Илим на строительство моста через Ангару. Это был 1970 год. К тому времени у него уже была семья: жена и сын-первенец, а в этом же году в Усть-Илимске родилась дочь.

– Это был первый в Советском Союзе экспериментальный мост, где семь 110-метровых пролетов предстояло собрать «в полный навес» с устройством соединений на высокопрочных болтах вместо традиционных заклепок. К тому же в очень сложных климатических условиях, – вспоминает Борис Яковлевич. – Опора моста нижней части собиралась на берегу скалистого Тонкого мыса, где кроме ГАИ ничего не было. Подъездных дорог тоже. До строящейся опоры мы на себе носили доски, а это – километра три.

Борис Яковлевич рассказал, что его супруга Надежда Андреевна работала вместе с ним на строительстве моста. Женщины отмывали болты от мазута и сушили их.

В бригаде было два бригадира – Борис Щербак и Станислав Федоров. В подчинении у них – 100 человек. Работали звеньями по 12 часов. Возглавлял участок Владимир Тищенко. В дружный коллектив мостовиков вливались ребята, которые только что демобилизовались из армии. Сразу втроем на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку Усть-Илимской ГЭС приехали Алексей Кетрарь, Виктор Козыченко, Иван Янюк. «Крепкие смелые парни в солдатских гимнастерках подобно паукам вязали из металла ажурные кружева моста на 40-метровой высоте над бурлящей Ангарой», – образно рассказывает мой герой.

Первыми учителями-наставниками были прорабы В.М. Тарабан, Ф.В. Котов, старший мастер П.К. Димитров, мастера В.П. Торубаров, В.Н. Никишов, механик Е.И. Чирков.

Каждый узел конструкции, каждый болт проверялся зорким глазом партгруппорга, старшего инженера технического отдела Николая Виноградова. На одном узле было 800 болтов. Каждый болт по повороту гайки на определенный угол затягивался полутораметровым динамометрическим  ключом. Эту сложную работу выполняло звено в составе шести человек.

Отдельная история происходила с подводным бетонированием 12 свай на Ангаре. По словам Бориса Щербака, ширина бура составляла 1220 мм. Стальная труба опускалась примерно на глубину 8-10 метров. В нее помещалась сваренная арматура, куда заливалась бетонная смесь. Под давлением бетон выдавливал воду, и труба уже намертво бетонировалась. После из котлована насосами выкачивали воду и приступали к установке опалубки. Подводное бетонирование велось только зимой. Всегда ждали низких температур воздуха и воды, т.к. нужно было вымораживать воду из опалубки фундамента. Транспортировка материалов осуществлялась баржами летом, а зимой – по ледовой переправе.

«Мы слишком быстро работали!»

Мостовики понимали, что строят они на века, поэтому относились к делу с огромной ответственностью. Искренне радовались завершению каждого этапа. Когда в ноябре 1973 года прошло испытание мостового перехода, объект посетили председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, заместитель министра ЦБП СССР Михаил Бусыгин  и главный проектировщик Николай Нахамчик. До сих пор помнит Борис Щербак рукопожатия этих важных людей.

Мост через Ангару построили на год раньше срока. Как говорит Борис Яковлевич, дату сдачи объекта им устанавливала совесть.  

– Работа была интересной, но и потели, мы, конечно, неплохо, – улыбается первостроитель. – В морозы взаимодействовали и с бетоном, и металлом. Приходилось даже мост приподнимать, так как во время укладки шпал в клетку проседал пролет, рассчитанный весом на 750 тонн. Были трудности – постоянно задерживали поставки конструкций, которые везли из Воронежа. Мы слишком быстро работали! Когда сдали этот мост в эксплуатацию, министр Бусыгин дал указание построить в Улан-Удэ точно такой же завод по изготовлению металлоконструкций для мостов, чтобы ближе было. Завод построили, и на БАМ уже стали поставлять металлические конструкции из Улан-Удэ.

Открытие прошло с выкупом!

Самый кульминационный момент – сдача моста в эксплуатацию – зависел от бригадира Бориса Щербака. 27 декабря в ожидании открытия уже стоял вагон с цементом для Усть-Илимской ГЭС, прибывший по железной дороге Хребтовая – Усть-Илимская.

– В этот день съехались все руководители, причастные к строительству моста, митинг шел, играла музыка, но просто так давать отмашку я не хотел, – рассказывает Борис Яковлевич. – Взял, да и перекрыл мост, и сказал главному инженеру СМП-219, что даром мост не откроем, ведь 100 человек на нем трудилось! Он спросил: «А что вы хотите?» Я говорю: «10 ящиков водки, 20 ящиков пива и тушенки!» Три часа мы прождали, но просьбу мою выполнили. И только тогда я открыл движение первого вагона с цементом для ГЭС.  

После запуска моста через Ангару, который соединил две Всесоюзные ударные стройки – Усть-Илимскую ГЭС и железную дорогу Хребтовая – Усть-Илимская, бригада Щербака продолжила монтажные работы на эстакаде ГЭС, а затем на объектах строительства лесопромышленного комплекса. Даже стелу на въезде на площадку ЛПК делала бригада Бориса Щербака.

По его стопам пошел сын Богдан, который сегодня  работает на целлюлозном заводе бригадиром монтажников. Дочь Татьяна трудится здесь же, только лаборантом в варочном цехе. Внук Сергей занимает руководящую должность на строительстве второй ветки БАМа. Внучка Екатерина окончила с красным дипломом Новосибирскую академию и работает на Усть-Илимской ТЭЦ. Правнучка Соня – студентка медицинского института. Подрастает еще одна правнучка Аленка.

На вопрос, считает ли себя Борис Яковлевич счастливым человеком, он с улыбкой ответил: «Конечно! Прожить столько лет, такой город построить! Со своей супругой больше полвека вместе. Внуки и правнуки радуют! А чего еще в жизни надо?»

 

Этапы строительства Усть-Илимского моста:
- 4 ноября 1963 г. распоряжением Совета министров СССР принято решение о строительстве в Усть-Илимске моста через р. Ангару.
- В январе 1969 г. началось строительство Усть-Илимского моста с возведения железобетонных монолитных опор.
- С марта 1969 г. по октябрь 1973 г. шел монтаж пролетных строений.
- В феврале 1971 г. стали поступать металлоконструкции, и 23 февраля в 40-градусный мороз был уложен первый элемент.
- 28 августа 1972 г. завершился монтаж пролетов. Было смонтировано около 5 тысяч тонн металлоконструкций, уложено в дело около 2 тысяч кубометров тонн древесины.
- В ноябре 1973 г. был построен совмещенный мост под автомобильную и железнодорожную нагрузку общей длиной 810 метров.
- В декабре 1973 г. мост был введен в эксплуатацию.
- С 1980 г. по 1982 г. выполнен монтаж второй нитки пролетных строений моста.

 

Наталья ИВАНИШИНА | Фото Антона АНЧУТИНА и из архива Бориса Щербака

В материале использован сайт «Народная энциклопедия»

Актуально

С 28 апреля в Усть-Илимске начнутся муниципальные сезонные перевозки пассажиров по дачным маршрутам

Об этом сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин.

Подробнее
Нарушителей призвали к ответу

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил дорожного движения и правил благоустройства провели 18 апреля во дворах усть-илимских домов специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Месячник по очистке территорий начался в Усть-Илимске 15 апреля

Как рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, все предприниматели, юридические лица, управляющие компании должны навести на своих территориях порядок.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

С 28 апреля в Усть-Илимске начнутся муниципальные сезонные перевозки пассажиров по дачным маршрутам

Об этом сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин.

Подробнее
Нарушителей призвали к ответу

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил дорожного движения и правил благоустройства провели 18 апреля во дворах усть-илимских домов специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Месячник по очистке территорий начался в Усть-Илимске 15 апреля

Как рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, все предприниматели, юридические лица, управляющие компании должны навести на своих территориях порядок.

Подробнее