Илимская роспись признана культурным брендом Приангарья
13:21 2024.11.20 (обновлено: 13:25 2024.11.20)

11 ноября в Иркутске состоялось первое заседание регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния. Комиссия совета по достоинству оценила знаковое явление для нашего края – илимскую роспись.

На рассмотрение совета было подано три уникальных объекта, среди которых технология свободной кистевой росписи «илимская роспись», которая появилась в Усть-Илимске более 30 лет назад на основе домовой и маховой нижнетагильской росписи. 

По мнению экспертного совета, «культурная ценность объекта состоит в том, что илимская роспись уже стала знаковым явлением для Усть-Илимска и перешла на этап трансформации в один из культурных брендов Иркутской области». 

На днях с презентации объекта вернулась народный мастер Иркутской области, руководитель Народного творческого объединения «Мастера Илима» Детской школы искусств № 2 им. Т. Г. Сафиулиной Елена Михеенкова. Мы просили Елену Николаевну рассказать, как все начиналось и какое значение имеет это событие.

- Когда занимаешься любимым делом, думаю, Бог помогает, - говорит главный вдохновитель создания илимской росписи Елена Михеенкова. - 30 лет назад, когда создали Школу ремесел, одним из направлений была роспись по дереву. Мы начинали изучать  урало-сибирскую, хохломскую, городецкую, нижнетагильскую росписи  по книгам в наших библиотеках. Тогда начальник управления культуры Татьяна Геннадьевна Сафиулина поехала в Москву на совещание и взяла с собой наши первые расписанные сувениры. Там выразили недоумение: при чем здесь хохлома из Усть-Илимска? С тех пор мы начали поиски своей росписи, нашли ее и дали ей название «илимская роспись». Сегодня ее признали в Москве на ВДНХ, в Минске, Уфе, где проводились мастер-классы с участием наших мастеров.

- Чем все-таки отличается илимская роспись?

- В ней мы изображаем все то, что можно увидеть в нашем крае летом: на дачах и в тайге. Казалось бы, сибирские цветочки незаметные, не яркие, но они очень красивые, когда оживают в руках мастера. У нас уже стилизовано 15 растений, то есть решено, как они будут выглядеть в росписи, и работа ведется дальше. Наша илимская роспись основана не только на старых традициях урало-сибирской росписи. У нас много авторских отличий. Это оценили и приняли в Иркутске. Оценили то, что мы работаем на чистой древесине. Если мы ее тонируем, то обязательно сохраняем, используя рисунок  древесины сосны. Также отметили, что мы изображаем наши травы как достояние местной флоры. И хотя используем двойной, двухцветный  мазок, который был распространен в Нижнем Тагиле, цветовое решение у нас свое. Это сибирская тайга, склоны, сдержанный колорит – зелено-коричневый с элементами зеленого и синего,  с яркими акцентами. Мы ввели новый элемент композиции, который практически в других росписях не используется. Это композиция «Куртинка» - из живых цветов. Данное понятие распространено среди садоводов. Это какой-то фрагмент живой растительности: полянки, клумбочки, газона. Практически везде цветы применяются сорванные или срезанные -  букет, венок, гирлянда.

- Что значит для вас признание илимской росписи как объекта регионального значения, представляющего историческую, культурную и научную ценность?

- Я поняла, что мы идем правильным путем. В составе экспертной комиссии, которая изучала наши материалы – видео, фото, описание – все, как требуется по разработанной методике, были очень серьезные специалисты  – заведующий реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева Светлана Михайловна Тютикова, кандидат исторических наук, доцент кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна  им. В. Г. Смагина Иркутского национального исследовательского технического университета Ольга Константиновна Лось. Ольга Константиновна вначале говорила: что вы можете придумать, все уже изобретено, но когда углубилась в этот вопрос, поняла, что илимская роспись вполне имеет право на существование, и сегодня она рассматривается как бренд не только Усть-Илимска, но и всей Иркутской области.

- И что дальше, как этим брендом можно воспользоваться?

- Дальше надо получить патент на наше изобретение. Это должно распространяться, жить и развиваться. У нас очень богатый опыт именно в продвижении илимской росписи. Это и школа для взрослых, и выставки далеко за пределами нашего города и области. Это новые мастера и книга с элементами пособия «Илимская роспись. Рождение сибирского колорита», которая недавно вышла в свет. Она написана совместно с народными мастерами Иркутской области Натальей Зинченко и Еленой Волк. Илимская роспись, по мнению исследователей, говорит о современной интерпретации росписи традиционного искусства русских переселенцев Восточной Сибири, об отражении культурной идентичности.

 

Наталья Иванишина | Фото предоставила Елена Михеенкова

Актуально

Устьилимцев приглашают на финал Кубка «Илима» по баскетболу

23-24 ноября в спортивном комплексе «Илим» состоятся финальные игры.

Подробнее
Юные усть-илимские гимнастки привезли награды с Открытого первенства Иркутского регионального отделения «Динамо»

Как рассказала председатель комитета физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города Любовь Брюханова, в соревнованиях по художественной гимнастике участвовали спортсменки из городов Иркутск, Ангарск, Усть-Илимск, Шелехов, Железногорск-Илимский и Улан-Удэ.

Подробнее
Последняя любовь

Вечер поэзии, илимская роспись, фильм о настоящей любви и дуэт харизматичных баянистов. Планируем досуг с 22 по 28 ноября.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Илимская роспись признана культурным брендом Приангарья

11 ноября в Иркутске состоялось первое заседание регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния. Комиссия совета по достоинству оценила знаковое явление для нашего края – илимскую роспись.

Подробнее
Bravi, звезды оперы!

В прошлую пятницу в ДК имени И. И. Наймушина состоялся концерт «Звёзды оперы в Усть-Илимске».

Подробнее