Обязанности начальника цеха трудно перечислить. Их много в должностной инструкции, в разных положениях разных направлений, но еще больше тех, которые возникают каждый день, каждую минуту. Что значит быть начальником цеха, мы решили спросить у Петра Башурова, руководителя отбельно-очистного цеха филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске.
Отбельно-очистной цех Петр Сергеевич возглавляет больше 15 лет. Говорит, согласился сразу, но тогда еще до конца не понимал всей ответственности, всего объема задач руководителя:
– Не скрою, было сложно. Первое время пришлось практически жить на заводе, самому во всем разбираться.
– С годами стало легче?
– Сложно всегда. А вот уверенность приходит тогда, когда появляется коллектив, который ты смог сам сформировать, когда люди начинают понимать твои требования, общие цели цеха, когда знаешь, что при решении каких-то проблем не останешься один. Конечно, это пришло не сразу, а с годами. Присматривался к людям, а они ко мне. К сожалению, сейчас опять приходится формировать коллектив. Сегодня в цехе работает много людей со стажем от одного года до пяти лет, некоторые опытные сотрудники ушли на пенсию или перешли в другие организации. Средний кадровый состав – это основа любого производства.
– Что входит в обязанности начальника цеха?
– Начальник цеха занимается всем. На повестке дня всегда выпуск целлюлозы, улучшение экономического состояния комбината и реализация того, что наш цех может для этого сделать. Очень важно показать сотрудникам их роль в этом процессе, чтобы они понимали, за что отвечают, как на своем рабочем месте влияют на выпуск готовой продукции. Всегда стремлюсь, чтобы персонал не просто приходил на смену, а видел неисправности, умел прогнозировать остановы. Сегодня личная причастность людей, к сожалению, уходит на второй план. Все больше сотрудники стремятся работать, не отвечая ни за что. Поэтому даже на самом технологичном и оснащенном оборудованием предприятии самым сложным по-прежнему остается работа с людьми. Я всегда готов к диалогу и категорически не приемлю вранье. Ничего страшного не произойдет, если человек сам признается, что получилось не так, как хотелось бы. Тогда есть возможность оценить ситуацию и принять правильные решения, чем узнать об этом случайно и аврально исправлять.
– Что надо делать, чтобы тебе люди верили?
– А вот здесь как раз таки зеркальный момент: сам никогда не обманывай. И второй момент: нельзя допускать панибратства, дружеских отношений с подчиненными. Даже если ты еще вчера был наравне со всеми, а сегодня стал начальником. Если требуешь, то со всех одинаково. А про безопасность и ношение СИЗов в цехе – здесь вообще начинай с себя. Какое моральное право ты имеешь требовать с кого-то носить, к примеру, очки, если сам не выполняешь это требование. Поэтому в первую очередь требуй с себя, а уж потом с персонала. Часто приходится принимать жесткие решения, это неизбежно. На то ты и руководитель... Главное, делать это аргументированно и убедительно, тогда тебя понимают и твои решения принимают без обид.
– Какими качествами должен обладать начальник цеха?
– Настойчивостью. В первую очередь ты работаешь с людьми, и не только со своими подчиненными, но и смежных структур, подрядных организаций. И, казалось бы, цель у всех одна – выпуск готовой продукции, но чтобы что-то реализовать, приходится много убеждать, порой быть не просто настойчивым, а даже жестким. А еще надо уметь находить компромисс. Много разных «еще»… Пожалуй, самое главное – понимать людей, уметь их поддерживать, правильно мотивировать. Так, для меня по-настоящему важна компетентность сотрудников, поэтому много времени уделяю обучению и развитию персонала. Если вижу, что человек может быть хорошим оператором или мастером, но боится или не хочет, то пытаюсь ему помочь продвинуться вперед. Как гласит китайская пословица «Путь длиною в тысячу миль начинается с первого шага», так и здесь важно правильно подтолкнуть сотрудника к этому шагу. Вот у нас был Андрей Константинов (сейчас он перешел работать в компанию «Банмарк»). Помню, он и с экзаменов убегал, боялся сдавать. Разговаривал с ним, объяснял. А потом он стал одним из лучших работников цеха. Бывает и наоборот: люди подходят и сами спрашивают, стоит ли им идти на повышение. Но я – сторонник старой школы, всегда немного опасаюсь быстрого карьерного роста. Может быть, я не прав, но пока жизнь показывает обратное: все должно быть поступательно.
– Можно ли настроить работу в цехе так, чтобы не было ночных вызовов, а отпуск проходил спокойно?
– Есть такая шутка: «Если будешь усердно работать по восемь часов в день, то станешь начальником и будешь работать по 12 часов в день». Шутка шуткой, но важно, чтобы у тебя в команде были люди, на которых ты всегда можешь положиться. А еще – никогда не надо ставить невыполнимых задач. Помню, первое время мне приходилось постоянно настаивать, чтобы докладывали о результатах исполнения поручений. Сегодня все давно знают мои требования, и работать стало проще, я даю людям больше простора для инициативы и самостоятельности.
– Обязанности начальника цеха официальные и неофициальные – разделяете ли вы их и какие они?
– К официальным, безусловно, относится все то, что прописано в трудовом договоре. Наша главная задача – выпускать целлюлозу. Сейчас люди стали больше интересоваться выполнением плана, простоями. Понимают, что простои отражаются на их заработной плате. А к неофициальным, на мой взгляд, относится участие руководителя во внерабочей деятельности цеха, предприятия. Я никогда не делю официальные и неофициальные обязанности, все происходит само собой, и для меня все это важно, равно как и для коллектива. Например, общение вне работы позволяет лучше понять людей, их настроение, желания, здесь «добираются» необходимые для руководителя навыки общения, чувство уверенности в своих силах. И тогда уже ставить производственные задачи персоналу и требовать от них исполнения проще: ты понимаешь не только профессиональные особенности человека, но и знаешь его характер, личностные качества. И тогда складывается команда единомышленников, к чему я всю жизнь и стремлюсь.
Оксана Квинт | Фото Антона Анчутина
Актуально
Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, из-за обильных осадков для проведения работ мобилизирована и техника, и люди.
ПодробнееСначала участники сыграют в круг. Команды разделили на две подгруппы, исходя из прошлогоднего рейтинга в этом виде спорта. По итогам круговых игр в полуфинал и финал из каждой группы выйдут по две сильнейшие команды. Остальные участники, кто не вышел из группы, параллельно с финальными играми разыграют места в турнирной таблице с 5 по 10.
ПодробнееЭти и другие темы обсудили горожане на встрече с мэром.
ПодробнееСамое читаемое
В Усть-Илимске прошел конкурс профессионального мастерства среди варщиков целлюлозы.
ПодробнееВ филиале Группы «Илим» в Усть-Илимске впервые прошел конкурс профессионального мастерства среди сушильщиков бумагоделательной (картоноделательной) машины.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
В филиале Группы «Илим» в Усть-Илимске впервые прошел конкурс профессионального мастерства среди сушильщиков бумагоделательной (картоноделательной) машины.
ПодробнееВ Усть-Илимске прошел конкурс профессионального мастерства среди варщиков целлюлозы.
ПодробнееРеферальная программа Группы «Илим» по трудоустройству.
Вознаграждение за привлечение нового сотрудника – 15 000 рублей.
Кого можно рекомендовать:
-члены семьи,
- друзья,
- коллеги с предыдущих мест работы,
- знакомые, не трудоустроенные на предприятиях АО «Группа «ИЛИМ»,
- бывшие сотрудники, не работающие в компании последние 12 месяцев.
Что нужно сделать для участия в программе:
- заполнить заявку на участие,
- передать заявку в отдел по найму, обучению и развитию персонала лично или по электронной почте.
При возникновении вопросов обращайтесь:
- Светлана Мельникова - svetlana.melnikova@usk.ilimgroup.ru, тел. 92102, 89246042844
- Людмила Шинкаренко - lyudmila.shinkarenko@usk.ilimgroup.ru, тел. 91116