В минувшие выходные устьилимцы тепло простились с самым северным трамваем, ставшим за 34 года одной из достопримечательностей города.
22 декабря трамвай в последний раз вышел на утренние и вечерние перевозки сотрудников предприятий промплощадки.
Рождение усть-илимского трамвая в уже далеком 1988 году не было простым. В 1980 году приступили к разработке проекта трамвайной системы в Усть-Илимске. По генеральному плану развития города трамвайная линия со временем должна была оказаться в центре жилой застройки – к востоку от неё должен был появиться жилой район, по своим масштабам практически такой же, как и построенный к западу от трамвайной линии.
В 1982 году начались строительные работы на линии, а потом случилась перестройка… и многое из планов не состоялось. Сроки сдачи трамвайного движения постоянно сдвигались. Первая очередь трамвайного маршрута не доходила трех километров до основных предприятий комплекса, в том числе до целлюлозного завода, работники которого и должны были доставляться трамваем на работу. Тогда на площадке у разворотного кольца людей забирали автобусы и довозили их до ЦЗ и других предприятий промплощадки. Маршрут по городу привлекал горожан новизной пассажирского транспорта, потому что проходил только по Дружбе народов. Положительно к трамваю отнеслись дачники, чьи участки расположены по дороге Новый город – ЛПК (сейчас шоссе им. Бусыгина).
18 марта 1992 года состоялся официальный пуск второй очереди скоростного трамвая. В городских СМИ тогда писали: «Вторая очередь имеет протяжённость четыре километра и теперь маршрут доходит до базы нефтепродуктов, остановка «Северная». Планы по строительству третьей очереди протяжённостью полтора километра (до мехзавода) пока остаются планами. Немаловажное событие в жизни ЛПК совпало с изменением официального статуса УСТ (управление скоростного трамвая). Трамвай стал исключительно ведомственным. Несмотря на неоднократные обращения трамвайщиков, город не нашёл возможности участвовать в его софинансировании».
В 2003 году управление скоростного трамвая было выведено из состава ЛПК и передано в ООО «Илимлестранс». Доставку своих работников работодатели оплачивали, а вот модернизации за эти десятилетия никакой не было. Вагоны ветшали, путевое хозяйство требовало немедленной реконструкции. При этом сами работники предпочитали добираться на работу на личных автомобилях. На каждой встрече с руководством предприятий люди жаловались на холод в вагонах. Да и на машинах быстрее на работу доедешь, чем на трамвае.
При этом усть-илимский трамвай, любимый горожанами, как пассажирский транспорт ими не рассматривался, а как ведомственный транспорт был очень некомфортным и затратным.
Тем не менее в 2020 году начали разрабатывать проект модернизации трамвайного движения. Но… скрупулезные расчеты показали, что реконструкция только трамвайных путей превышает 350 млн рублей, стоимость одного вагона – более 73,5 млн рублей. Тогда как теплый, комфортный и скоростной автобус стоит 8,5 млн рублей.
После долгих и глубоких расчетов было принято решение в пользу автобусов. При этом речь шла не о закрытии трамвая, а об изменении схемы доставки сотрудников основных предприятий промплощадки. Надо сказать, что сотрудники вздохнули с облегчением. Трамвай, кончено, достопримечательность, но на автобусе удобнее, комфортнее, безопаснее.
Экономическая реальность такова, что стоимость одной поездки на трамвае в одну сторону составляет 52 (!) рубля. Для сравнения проезд в городском автобусе сегодня стоит 27 рублей. Понятно, что для городского транспорта трамвай – это очень и очень дорого. Да и ездить на нем некуда, линия проходит по окраине города. Остается вопрос с дачниками. В администрации города пояснили, что до дачных кооперативов «Кедр» и «Труд» жители города могут добираться на автобусе: данные сезонные перевозки являются муниципальными. Но забрать трамвай в город, как сказали там, «нереально, треть годового бюджета будет уходить на содержание».
В трудные времена создавался усть-илимский трамвай – разгар перестройки. Трудной была его 34-хлетняя история. Эпоха усть-илимского трамвая завершилась. Впереди новая усть-илимская история, другая история.
Татьяна КОСТИЦЫНА, Инфоцентр
Актуально
В этом году они будут построены по мотивам советских мультфильмов. Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, подрядчику выданы материалы для монтажа горок, новогодних елей, а также праздничной иллюминации.
ПодробнееКак сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, из-за обильных осадков для проведения работ мобилизирована и техника, и люди.
ПодробнееСначала участники сыграют в круг. Команды разделили на две подгруппы, исходя из прошлогоднего рейтинга в этом виде спорта. По итогам круговых игр в полуфинал и финал из каждой группы выйдут по две сильнейшие команды. Остальные участники, кто не вышел из группы, параллельно с финальными играми разыграют места в турнирной таблице с 5 по 10.
ПодробнееСамое читаемое
У этой обаятельной женщины бойкий голос, а смех молодой и звонкий. В разговоре по телефону ни за что не подумаешь, что беседуешь с человеком, который недавно отметил 90-й день рождения.
ПодробнееВ Усть-Илимске подвели итоги конкурсной процедуры по определению подрядчика на строительства новогодних городков. Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, победителем стал ИП Андрей Кошелев.
ПодробнееМероприятие состоится 15 декабря с 12:00 до 16:00. Место проведения фестиваля – ДК «Дружба».
ПодробнееОбсуждаемое в категории
В этом году они будут построены по мотивам советских мультфильмов. Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, подрядчику выданы материалы для монтажа горок, новогодних елей, а также праздничной иллюминации.
ПодробнееКак сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, из-за обильных осадков для проведения работ мобилизирована и техника, и люди.
ПодробнееЭти и другие темы обсудили горожане на встрече с мэром.
ПодробнееРеферальная программа Группы «Илим» по трудоустройству.
Вознаграждение за привлечение нового сотрудника – 15 000 рублей.
Кого можно рекомендовать:
-члены семьи,
- друзья,
- коллеги с предыдущих мест работы,
- знакомые, не трудоустроенные на предприятиях АО «Группа «ИЛИМ»,
- бывшие сотрудники, не работающие в компании последние 12 месяцев.
Что нужно сделать для участия в программе:
- заполнить заявку на участие,
- передать заявку в отдел по найму, обучению и развитию персонала лично или по электронной почте.
При возникновении вопросов обращайтесь:
- Светлана Мельникова - svetlana.melnikova@usk.ilimgroup.ru, тел. 92102, 89246042844
- Людмила Шинкаренко - lyudmila.shinkarenko@usk.ilimgroup.ru, тел. 91116