Усть-Илимск простился с трамваем
14:57 2022.12.22 (обновлено: 15:09 2022.12.22)

В минувшие выходные устьилимцы тепло простились с самым северным трамваем, ставшим за 34 года одной из достопримечательностей города.

22 декабря трамвай в последний раз вышел на утренние и вечерние перевозки сотрудников предприятий промплощадки.

Рождение усть-илимского трамвая в уже далеком 1988 году не было простым. В 1980 году приступили к разработке проекта трамвайной системы в Усть-Илимске. По генеральному плану развития города трамвайная линия со временем должна была оказаться в центре жилой застройки – к востоку от неё должен был появиться жилой район, по своим масштабам практически такой же, как и построенный к западу от трамвайной линии.

В 1982 году начались строительные работы на линии, а потом случилась перестройка… и многое из планов не состоялось. Сроки сдачи трамвайного движения постоянно сдвигались. Первая очередь трамвайного маршрута не доходила трех километров до основных предприятий комплекса, в том числе до целлюлозного завода, работники которого и должны были доставляться трамваем на работу. Тогда на площадке у разворотного кольца людей забирали автобусы и довозили их до ЦЗ и других предприятий промплощадки.  Маршрут по городу привлекал горожан новизной пассажирского транспорта, потому что проходил только по Дружбе народов. Положительно к трамваю отнеслись дачники, чьи участки расположены по дороге Новый город – ЛПК (сейчас шоссе им. Бусыгина).

18 марта 1992 года состоялся официальный пуск второй очереди скоростного трамвая. В городских СМИ тогда писали: «Вторая очередь имеет протяжённость четыре километра и теперь маршрут доходит до базы нефтепродуктов, остановка «Северная». Планы по строительству третьей очереди протяжённостью полтора километра (до мехзавода) пока остаются планами. Немаловажное событие в жизни ЛПК совпало с изменением официального статуса УСТ (управление скоростного трамвая). Трамвай стал исключительно ведомственным. Несмотря на неоднократные обращения трамвайщиков, город не нашёл возможности участвовать в его софинансировании».

В 2003 году управление скоростного трамвая было выведено из состава ЛПК и передано в ООО «Илимлестранс». Доставку своих работников работодатели оплачивали, а вот модернизации за эти десятилетия никакой не было. Вагоны ветшали, путевое хозяйство требовало немедленной реконструкции. При этом сами работники предпочитали добираться на работу на личных автомобилях. На каждой встрече с руководством предприятий люди жаловались на холод в вагонах. Да и на машинах быстрее на работу доедешь, чем на трамвае.

При этом усть-илимский трамвай, любимый горожанами, как пассажирский транспорт ими не рассматривался, а как ведомственный транспорт был очень некомфортным и затратным.

Тем не менее в 2020 году начали разрабатывать проект модернизации трамвайного движения. Но… скрупулезные расчеты показали, что реконструкция только трамвайных путей превышает 350 млн рублей, стоимость одного вагона – более 73,5 млн рублей. Тогда как теплый, комфортный и скоростной автобус стоит 8,5 млн рублей.

После долгих и глубоких расчетов было принято решение в пользу автобусов. При этом речь шла не о закрытии трамвая, а об изменении схемы доставки сотрудников основных предприятий промплощадки. Надо сказать, что сотрудники вздохнули с облегчением. Трамвай, кончено, достопримечательность, но на автобусе удобнее, комфортнее, безопаснее.

Экономическая реальность такова, что стоимость одной поездки на трамвае в одну сторону составляет 52 (!) рубля. Для сравнения проезд в городском автобусе сегодня стоит 27 рублей. Понятно, что для городского транспорта трамвай – это очень и очень дорого. Да и ездить на нем некуда, линия проходит по окраине города. Остается вопрос с дачниками. В администрации города пояснили, что до дачных кооперативов «Кедр» и «Труд» жители города могут добираться на автобусе: данные сезонные перевозки являются муниципальными. Но забрать трамвай в город, как сказали там, «нереально, треть годового бюджета будет уходить на содержание».

В трудные времена создавался усть-илимский трамвай – разгар перестройки. Трудной была его 34-хлетняя история. Эпоха усть-илимского трамвая завершилась. Впереди новая усть-илимская история, другая история.

 

Татьяна КОСТИЦЫНА, Инфоцентр

Актуально

Сегодня в Усть-Илимске презентуют проект благоустройства набережной

Предконцепцию проекта представят сегодня, 2 мая, в 19:00 по ссылке: https://my.mts-link.ru/j/98365443/720344559.

Подробнее
Профсоюзы Усть-Илимска устроили первомайский авто и мотопробег

Инициатором этого мероприятия выступил координационный совет организации профсоюзов Усть-Илимска под руководством Ирины Кузнецовой.

Подробнее
Мужество и память

Праздничные концерты в честь Дня Победы, фильм о юном герое и трагикомедия в театре. Планируем досуг с 3 по 9 мая.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Сегодня в Усть-Илимске презентуют проект благоустройства набережной

Предконцепцию проекта представят сегодня, 2 мая, в 19:00 по ссылке: https://my.mts-link.ru/j/98365443/720344559.

Подробнее
Профсоюзы Усть-Илимска устроили первомайский авто и мотопробег

Инициатором этого мероприятия выступил координационный совет организации профсоюзов Усть-Илимска под руководством Ирины Кузнецовой.

Подробнее
На участках Усть-Илимского шоссе начались ремонтные работы

С 1 мая стартовали ремонтные работы на двух участках Усть-Илимского шоссе. Об этом сообщили в администрации города. Напомним, работы выполняются в рамках проекта «народных инициатив».

Подробнее