Туда, где течёт Илим
15:04 2021.08.25 (обновлено: 15:08 2021.08.25)

Лесозаготовительная бригада «Сибирь» филиала в Усть-Илимском районе традиционно проводит летний сезон на полуострове Дальний. Мы отправились в бригаду, чтобы лично увидеть особенности работы на полуострове.

О том, что особенности есть, рассказал, приглашая нас в гости, Максим Михайлов, начальник производства лесозаготовок №2. Надо сказать, что эта поездка стала для нас третьей в эту бригаду. Однако впервые мы с фотокорреспондентом Миленой Пьянковой совершили столь долгое турне с элементами круиза.

«Всем надо ехать обязательно»

Полуостров Дальний находится в Нижнеилимском районе. Омывается водами Усть-Илимского водохранилища, в которое здесь же, в Дальнем, впадает река Илим. От Усть-Илимска – не так уж и далеко, если по прямой. Но «прямой» - нет, есть окольные, затратные и по времени, и по ресурсам пути. Поэтому лесозаготовители добираются на полуостров только в период навигации по «морю», на баржах или теплоходах. Это - самый короткий путь: в одну сторону – 100 км по автодороге и еще 15 – по воде. Временные затраты определить можно только примерно, так как при переправах могут возникать разные нюансы. Вот и в нашем случае нюанс был – ждали транспорт, вышедший с промплощадки позже остальных. Ждать необходимо, потому что, как сказал моторист-рулевой теплохода «Катунь» Олег Созончик, «всем надо ехать обязательно». Переправа осуществляется с помощью теплохода, он толкает баржу с техникой и людьми. В экипаже два человека – моторист-рулевой Олег Созончик и сменный капитан-механик Александр Якубенко.

В этот день, кроме нас, на причале в заливе Винокуров, в районе поселка Ершово, переправы ждали дорожники дорожно-строительного отряда №2 (ДСО-2), связисты, подрядчики из «Джон Дир», обслуживающие лесозаготовительную технику. Все со своим транспортом - внедорожниками и вахтовками. Интересуемся, какие дела в Дальнем у них.

Александр Мельников и Владимир Какоша, прорабы ДСО-2, рассказали, что их отряд на полуострове занимается подготовкой дорог для лесозаготовителей и транспортников. На сегодня отсыпано 3,6 км усов. Задействованы семь самосвалов, два экскаватора, три бульдозера, каток. В среднем в бригаде – 35 человек. Работают вахтами по семь дней. Отряд перебазировался в Дальний не так давно. Сегодня заезжает та часть бригады, которая выйдет на работу в ночную смену. Дневная же заехала вчера вечером, и сегодня с утра люди уже вышли на работу. А об особенностях работы на полуострове прорабы в один голос сказали: главное, чтобы техника как можно реже выходила из строя, так как из-за сильной удаленности от ремзоны серьезные поломки могут привести к простоям.

Инженеры связи Илимского ЛТУС Дмитрий Белюк и Алексей Девятов ехали в «Сибирь» налаживать для бригады спутниковую связь.

- Наша задача - связь и интернет, - говорит Дмитрий Белюк. – Мастерам нужно постоянно передавать данные в филиал, держать связь с диспетчерами. Да и вообще связь – это все! Наша задача – это обеспечить.

Пока ждем, моторист-рулевой знакомит нас с правилами поведения при переправе и показывает, где находятся спасательные средства – жилеты и плот. Расписываемся в соответствующем журнале.

Идём в Средний

Пришла долгожданная машина. Олег Созончик руководит погрузкой: сначала на баржу заезжает тяжелая техника, затем та, что полегче, как пояснил Олег, - для баланса. Вот - последний транспорт на барже, якорь поднят. Отправляемся в «круиз».

- Сегодня идем в залив Средний – полтора часа, - говорит Олег Созончик. - Есть еще залив Давыдовка – туда три часа пути. Переправа по морю – ответственное дело, мы людей возим. А здесь ведь и шторма бывают, волна – до трех метров. Мы, конечно, в шторм не выходим, но он может застать в пути. Если такое случается – идешь на волну и ищешь места у берега, где потише и где можно переждать. Поэтому все должны правила соблюдать. Не дай бог кому выпасть за борт, да еще и осенью – даже не найдут. В «Илиме» таких случаев, слава богу, не было, а у других, слышал, бывают…

Моторист-рулевой рассказал, что из-за изменения климата изменилось и направление ветров: если раньше в основном дули западные, то в последние годы - северные и южные, и они – гораздо сильнее.

- А сейчас из-за пожаров – дымка, видимость плохая, - добавляет Олег. - Ходим по приборам – по локатору. Сегодня, правда, дымку немного раздуло ветром, очертания берега чуть-чуть видны.

Мы вышли на средину водохранилища. Штиль. Дым густо висит в воздухе. Как сказала наш фотокорреспондент Милена, «небо слилось с водой». Олег Созончик показывает на локаторе и на карте водохранилища место, куда мы причалим. И только мы зашли в залив, ветер снес дым и стало легче дышать. Показалось солнце, голубое небо и причал залива Средний.

На берегу ждали люди и машины, как потом рассказал Максим Михайлов, отводчики леса. Не успели мы Миленой обрадоваться, что наконец чувствуем твердую землю под ногами и сейчас начнем работать, как Максим нас огорошил: до стана «Сибири» - еще 50 километров...

- Едем первыми, - говорит Максим, - остальные специально отстанут, будут держать дистанцию. Сейчас сами все увидите.

Дорога цвета марсала

Дороги Дальнего – цвета марсала. Они словно созданы для иллюстрации выражения «пыль столбом». А во всем виновата местная почва. Ее структура такова, что даже несмотря на то, что дороги отсыпаны и грейдированы, после каждой машины в воздухе по несколько минут висит густое облако пыли красноватого цвета. Пыль оседает медленно, ложась багрово-серыми пятнами на траву и деревья. Картина сюрреалистичная.

Периодически оглядываюсь: и правда позади нас – никого, машины отстали. А когда на встречу попадается лесовоз, Максим встаёт на обочину, иначе просто опасно – не видно ничего. Максим пояснил, что пыль, оседая, образует довольно толстую подушку. А когда идет дождь, эта казалось бы невесомая подушка размокает и превращается в «мыло». Каждый водитель знает, что «мыло» на дороге – самая опасная ситуация, когда машина может стать неуправляемой.

- Вам сейчас все об этом расскажут, – говорит Максим Михайлов. – Вы вообще удачно приехали: сегодня в Дальнем работает не только «Сибирь», но и «Простор» - а это всё производство лесозаготовок №2. Также здесь ДСО-2, бригада лесовосстановления, конечно, автотранспортники и были отводчики.

Вот и стан «Сибири». Идем смотреть, как работает автономный ограниченный контингент «Илима» в устье Илима…

Продолжение следует

 

Наталья ФИРСОВА | Фото Милены ПЬЯНКОВОЙ

Комментарии

Актуально

Библиотекам купят книги

Более 500 тыс. рублей получат усть-илимские библиотеки на комплектование книжного фонда.

Подробнее
Школам Иркутской области рекомендовали продлить осенние каникулы

Региональное министерство образования подготовило для муниципалитетов рекомендации на нерабочие дни в ноябре.

Подробнее
Налоги начислили и просят уплатить

Россиянам начислили налог на имущество.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории