«Если человек хочет быть механиком, механика из него сделаем…»
11:00 2025.10.31 (обновлено: 11:02 2025.10.31)

Искусственный интеллект (ИИ) на запрос «Чем занимаются механики», поясняет, что глобально задачи у всех идентичные — контроль технического состояния, организация ремонта машин и оборудования, расчет нагрузок, ведение документации, разработка технологических карт и инструкций, внедрение новых технических решений и так далее.

Есть и специфика, которая зависит от отрасли промышленности. Например, в лесозаготовке механики обслуживают лесозаготовительные машины, автомобильный транспорт, дорожную технику. О нюансах профессии и многом другом мы спросили у инженеров-механиков филиала в Усть-Илимском районе.

В лесу надеешься только на себя

Старшие механики Михаил Слепенко, Алексей Синкевич и Сергей Поротников

отвечают за технику в лесозаготовительных бригадах производства лесозаготовок № 3. А начинали на делянах: Михаил Слепенко и Алексей Синкевич — в бригаде «Профи», а Сергей Поротников — на участке лесовосстановления.

— Механик — это тот, кто все чинит, а в лесу — чинит все своими руками, — отвечает на вопрос, кто такой механик и что он делает, Михаил Слепенко. — Действовать приходится быстро, и не только ремонтировать, но и запчасти искать, если на стане их нет, ведь машины не должны простаивать. В лесу надеешься только на себя, поскольку ты работаешь удаленно.

Еще лесной механик отвечает за снабжение запчастями, ГСМ, планирует техобслуживание и ремонты машин. Механики говорят, здесь главное — предвидеть то, что может случиться, а самые капризные лесозаготовительные машины — процессоры и форвардеры.

— Капризна в них не ходовая часть, а дополнительное оборудование, оно выполняет много операций, поэтому износ соответствующий, — поясняет Михаил Слепенко. — Плюс к этому — электронная начинка. На заводе, например, есть электрик, энергетик, моторист, а в лесу за все это отвечает механик.

Михаил Слепенко в лесу отработал 14 лет, Алексей Синкевич — 20 лет, Сергей Поротников — три года. Сейчас их рабочее место в офисе, но в бригады они тоже выезжают — на сложные ремонты и диагностику, на подмену лесных механиков, когда те идут в отпуск.

— Сейчас наша главная задача — планирование всего, — говорит Алексей Синкевич. — Конечно, мы на связи с лесными механиками — подсказываем, если что-то выходит из строя.

Спрашиваю, почему выбрали эту профессию? Оказалось, тяга к «железу» — с детства: было интересно, как все устроено.

— Молодежи советуем не бояться испачкать руки, не бояться нового — разбери и посмотри, как устроено, — сказал Сергей Поротников.

Простые машины лучше

Механики участка ремонта дорожно-строительной техники (УРДСТ) отвечают за надежную работу самосвалов, бурильных установок, пескоразбрасывателей, грейдеров и грейдозеров, экскаваторов, бульдозеров и других дорожных машин и установок.

Инженер-механик Рашит Мурзагильдин подтверждает, что склонность работать с «железом» у большинства механиков проявляется с детства.

— Отец мой всю жизнь работал водителем на ремонтно-механическом заводе, брал меня с собой на работу, я ему помогал в ремонтах, — рассказывает Рашит Мурзагильдин. — Дома у нас был мотоцикл, лет с 13-14 я начал потихоньку и в нем разбираться. Вот так и встал на этот путь. Есть ли отличия в нашей работе и работе механиков, обслуживающих лесную технику? Есть, потому что машины разные, со своей спецификой. Самые капризные у нас МАЗы-посыпалки, так и напишите в газете. Вроде белорусская машина, а начинка — «окрошка» со всего мира, отсюда и проблемы с ней. Самая интересная какая? Опять же посыпалка, но «Вольво». Очень продуманная, удобная. Водитель прямо на ходу может управлять сразу двумя снегоуборочными отвалами, настроить работу «тарелки», разбрасывающей инертный материал. В общем, знающий инженер ее конструировал. У нас раньше тоже были неплохие машины, КамАЗы, например. А сейчас они «начинены» импортными запчастями. И вроде бы по отдельности эти запчасти более-менее, а вместе получается опять же невкусная «окрошка», потому что повар — не тот.

— У нас есть старые КамАЗы-пескоразбрасыватели, у которых пробег — не один миллион километров, — добавляет начальник участка ремонта дорожно-строительной техники Марина Галич. — Они простые, как автомат Калашникова, в них нет ничего лишнего. Отсюда и высокая ремонтопригодность. А в лесу и «на дороге» именно такие машины нужны — простые. Вот, например, современный грейдер, со всякой модной электронной начинкой, будет стоять, «голосить» и светиться разными лампочками, как елка, но с места не сдвинется. Потому что в инструкции у него написано: «при неисправности обратитесь в ближайший сервисный центр», в лесу это, конечно, очень просто сделать…

Женщина-механик, да еще и начальник механиков — явление редкое. Естественно, спрашиваю у Марины Галич, почему она выбрала эту профессию. Оказалось, путь был долгим — от педагогического, технологического института до индустриального.

— Искала, потому что хотела, чтобы работа приносила удовлетворение, — поясняет Марина Николаевна. — А это происходит, когда машина стоит разобранная в ремонте, а потом начинает «шевелиться».

О возглавляемом ею коллективе Марина Галич отзывается тепло.

— Коллектив складывается долго и непросто, но те, кто остаются — надежные, ответственные люди. Взять хоть механиков-водителей масломодулей — специалисты высокой квалификации. Благодаря им очень многое удается ремонтировать на месте, не гоняя технику в ремзону. Они первые, например, при замене масла могут заметить в нем стружку, и если могут разобраться на месте, то делают это. Молодежь тоже приходит, есть те, из кого будет толк, но большинству надо сразу большую зарплату, несмотря на то, что квалификация пока низкая. Вообще, если человек хочет быть механиком, механика мы из него сделаем…

Чинят все, что на колесах

Поначалу всех механиков мы фотографировали отдельно и согласно специализации — лесных, автотранспортных, дорожных. Но Игорь Ли, главный механик производства по ремонтам филиала, предложил сделать общее фото. С ним согласились все — так правильно.

— Мы базируемся в цехе по ремонту автомобильного транспорта, чиним, обслуживаем все, что едет на колесах, — поясняет про специфику работы автотранспортных механиков Игорь Ли. — Больше всего — лесовозов, их просто больше в автопарке, ну и другие машины. Самая капризная машина в нашей зоне ответственности — КамАЗ, постоянно ломается. Хорошо, что КамАЗов-лесовозов сейчас нет. Самые ремонтопригодные — «Вольво» и «Скания», там все продумано.

 

Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина

На фото – механики филиала в Усть-Илимском районе: старший механик ПЛ-3 Алексей Синкевич, механик масломодуля УРДСТ Анатолий Артемьев, механик УРДСТ Павел Ворончук, начальник УРДСТ Марина Галич, механик УРДСТ Рашит Мурзагильдин, механик УРДСТ Игорь Черняков, механик по ремонту автомобильного транспорта Никита Чернышов. Сидят: старший механик ПЛ-3 Михаил Слепенко, механик масломодуля УРДСТ Алексей Безруков, механик масломодуля УРДСТ Сергей Тищенко, главный механик производства по ремонтам Игорь Ли

Актуально

Лес. Детство. Отрочество. Юность

О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.

Подробнее
2 ноября в школе искусств №2 в рамках межрегиональной методической лаборатории «Творчество. Ресурс. Развитие» открылась выставка-конкурс «Золотое дерево»

На выставке представлено более ста работ, как традиционные берестяные туеса, украшенные берестяной плетенкой, так и необычные берестяные панно, где из кусочков бересты разных оттенков складывается изображение - пейзажи, животные и птицы сибирской тайги.

Подробнее
В Усть-Илимске подвели итоги ремонта городских дорог

Председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин рассказал об итогах ремонта дорог и благоустройства территорий Усть-Илимска в 2025 году, а также о других актуальных вопросах городского хозяйства.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Лес. Детство. Отрочество. Юность

О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.

Подробнее
В чем счастье механика?

Около трехсот сотрудников филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске: инженеры, механики, слесари-ремонтники — ежедневно обеспечивают работоспособность оборудования комбината.

Подробнее