С большой любовью к детям и творчеству
11:42 2025.10.15 (обновлено: 11:49 2025.10.15)

В Театральной мастерской Павла Ковальчука стартовал шестой творческий сезон.

«Вестник» поговорил с руководителем мастерской, мы вспомнили, как появилось это уникальное творческое место в Усть-Илимске, о его учениках, их буднях, успехах и достижениях и, конечно, о дальнейших планах.

— Павел, для истории шесть лет — это всего лишь миг, а для вас и участников мастерской — это яркие воспоминания о буднях и праздниках. Вы сразу стали считать сезоны деятельности мастерской?

— Нет, работали, росли, развивались, а тут раз… и поняли, что уже шестой сезон открываем. Мастерскую я организовал в 2019 году, набрал детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста и начал с ними заниматься. Каких-то специальных планов для студии не ставил. Главное, чтобы были дети, чтобы им и мне было интересно. Мы начинали работать в арт-центре «Территория Творчества» в универсаме «Димитровский». Открыть там театральную студию мне предложила коллега из городского театра драмы и комедии, организатор арт-центра Елена Ладыгина. К тому времени я уже ушел из театра.

Три года назад мы перешли в спортивно-молодежный центр «Притяжение». Наше помещение находится на 4-м этаже, поэтому сразу появилось название «Театральная мастерская на 4 этаже». Одно из наших достижений — в прошлом году выиграли муниципальную субсидию и на полученные средства купили прожекторы. Теперь есть хороший театральный свет.

— Почему все-таки решили заниматься с детьми?

— С ними интересно, они с большей охотой этим занимаются. Со взрослыми сколько раз ни пытался работать, не получалось — люди сначала начинают ходить, а потом бросают. Но у нас есть проекты и со взрослыми. В 2020 году Союз женщин-предпринимателей под руководством Татьяны Андреевны Рябошапки выиграл конкурс Губернского собрания, мы ставили спектакль. И в прошлом году они также выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, сделали спектакль по Шукшину.

— Сколько сегодня детей занимается в мастерской?

— Когда только открыл студию, брал детей с 5 лет, сейчас только с 7. В данный момент занимается две группы с 7 до 11 лет и группа 12+, всего порядка 40-50 детей. Есть ребята, кто ходит с самого начала. Одна из них — Тася Плясун, она пришла еще совсем малышкой в 2019 году, сейчас она в средней группе, и еще младшую сестренку привела. Шесть лет в студию ходил Артем Смирнов, сейчас он вырос и уже работает. Концепция моей студии проста: здесь может заниматься любой ребенок, у каждого есть возможность окунуться в мир театра, причем полностью. Если раньше проводили только тренинги, делали различные упражнения и очень редко играли спектакли, то сейчас играем их каждую субботу. Поэтому у детей есть возможность пройти полный цикл — от знакомства с театром до выпуска спектакля.

Одно из упражнений: юные артисты изображают зеркало и человека, задача «зеркала» — повторять движения человека. Затем дети меняются ролями

— С детьми работать так же, как со взрослыми, или сложнее, или, может, наоборот, легче?

— Мне просто нравится с ними работать, они добрее, честнее, интереснее. И сам заряжаешься этими эмоциями от них. Конечно, например, возраст 7-11 лет — это когда еще хочется шалить и хулиганить, но здесь мы как раз и даем выход для их энергии. Это не школа, здесь нет четких рамок, не надо чему-то строго соответствовать. Можно пошалить, покричать, как-то применить себя. И самое главное — можно стать частью чего-то, стать нужным.

— Расскажите про репертуар, как выбираете произведения для постановок.

— В первую очередь, чтобы детям было интересно. Просто так выйти и сказать: «Давайте вот это делать» — это не работает. Обязательно нужно посмотреть группы, возраст, причем с каждой группой делаем свой спектакль. Например, с подростками сейчас работаем над «Наташиной мечтой».Это самый первый наш спектакль, играли его еще шесть лет назад. Потом те ребята выросли, уехали. Сейчас его восстанавливаем, потому что он как раз для них и про них: это история девочки-подростка, в ней поднимается тема жестокости и так далее. А до этого поставили тургеневскую «Муму». Конечно, я рисковал, взяв классический текст. Но мы с ним хорошо поработали, нашли очень интересные вещи, в итоге постановка у нас получилась даже не слезоточивая. 

Со средней группой сейчас взяли тоже интересную пьесу «Все мальчишки — дураки». Я несколько вариантов прочел ребятам на выбор, но когда дошел до нее, сразу стало понятно: берем. С самой младшей группой три года назад начали делать «Винни Пуха», дети растут, и наш спектакль постепенно растёт. Мечтаю довести его до того уровня, когда можно будет его включить в репертуар, приглашать зрителей.

— Есть ли роли, которые хотят сыграть многие дети?

— Оказалось, что есть. Например, в «Муму» есть героиня Татьяна, которую полюбил Герасим и на которой ему не дали жениться. У нас целых три Татьяны. Одна актриса уже выросла, уехала, поступила в институт, остались две Татьяны, и они между собой договариваются, кто и когда играет. Причем каждый играет, как может, – и это мое главное правило. Никого не ругаю, не сравниваю, важно, чтобы ребенок был просто счастлив в этом моменте. Каждый спектакль — праздник для нас, с малышами, средней группой потом обычно остаемся, чай пьем. На спектакли в основном приходят друзья, родители. Но недавно стали и просто горожане приходить. Информацию узнают только через интернет, всегда прошу заранее звонить, бронировать места, чтобы всем хватило.

— Один из ваших спектаклей — совместный с дочкой. Расскажите про него.

—Это моноспектакль, дочка участвует одна, я немного появляюсь в одном месте. Соне 10 лет. Раньше она ходила в «Притяжение» на скалолазание и после занятий постоянно забегала ко мне в студию, была таким нашим нештатным сотрудником, помогала играть спектакли. Сейчас она три раза в неделю занимается в художественной школе, здесь уже не бывает. А спектакль поставили как раз на волне ее интереса к театру. Произведение выбрали случайно. Мы отдыхали в лагере «Лосенок», там есть старая библиотека с кучей книг еще советского издания. Начал пролистывать их и наткнулся на историю Ирины Пивоваровой «О чем думает моя голова?», написанную от лица школьницы Люси. Девочка уже два часа пытается решить задачу, но ничего не получается — отвлекается на мысли о подружке, с которой недавно поссорилась, размышляет о двух пешеходах из условий задачки. Вновь и вновь проигрывая в голове ситуацию с подругой, Люся переживает и сердится, тоскует и ревнует. Произведение показывает ценность дружеского общения и горечь одиночества. Спектакль получился живой, им мы открывали наш новый творческий сезон.

Еще упражнение. А вы задумывались, с какой скоростью ходит человек? Ребята из театральной мастерской знают несколько скоростей пешехода. И не просто знают, а даже могут показать самого медленного в мире пешехода

— Однажды в афише местного курорта «Русь» увидела спектакль вашей мастерской. Как дети оказались на сцене в «Руси»?

— Там мы играем только один спектакль «Зрительские истории» со старшей группой 12+. Уже второй или третий год. Как-то нас пригласили, мы пришли, сыграли, и с тех пор курорт время от времени зовет нас. Почему только один? «Зрительские истории» — это спектакль-импровизация, в нем нет никакой декорации, он не требует никакой подготовки. То есть мы с ребятами приходим и разыгрываем истории, которые зрители нам рассказывают. Всем нравится, а у ребят — хорошая практика.

— Павел, как вам удается совмещать основную работу в школе и занятия в мастерской? Задумывались ли о будущем студии?

— Днем работаю в школе, а вечером — в студии. Занятия проходят четыре раза в неделю, и спектакль по субботам. Иногда в субботу собираемся пораньше, если надо подготовиться, прогон сделать. А воскресенье — выходной, который полностью посвящаю семье.

О будущем не загадываю, пока у меня есть желание и силы работать, будем двигаться дальше. Конечно, хотелось бы не потерять то, что уже накоплено, чтобы приходили дети, чтобы было интересно, ну и, может быть, чтобы было больше зрителей. Иногда играем спектакли, и в зале мало народу. Но опять же, с другой стороны, утешаю себя тем, что спектакль — это же часть учебного процесса. И играем его в первую очередь для себя, чтобы поставить некую точку в своей работе, а зритель уже идет бонусом. Но зрителям, особенно новым, всегда рады.

— На этот сезон есть какие-то планы, задачи, что хотелось бы реализовать?

— Надо вписать новую группу в нашу текущую работу. Ребята, которые сейчас пришли, разные, еще в хорошем смысле этих слов разболтаны и расшатаны, и их как шурупики надо подкрутить, сделать с ними спектакль. Мы уже выбрали произведение с ними — это «Сказки про мам», интересная, необычная пьеса. Еще продолжить хотя бы каждую субботу выпускать по одному спектаклю. В прошлом сезоне это был эксперимент, в марте решили попробовать поиграть каждую субботу. Получилось, отыграли март, апрель. А сейчас уже с начала сезона стартовали с субботними спектаклями.

P.S. С афишей Театральной мастерской Павла Ковальчука можно познакомиться в группе в социальной сети «ВКонтакте».

 

Оксана Квинт | Фото Антона Анчутина

Актуально

Лес. Детство. Отрочество. Юность

О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.

Подробнее
2 ноября в школе искусств №2 в рамках межрегиональной методической лаборатории «Творчество. Ресурс. Развитие» открылась выставка-конкурс «Золотое дерево»

На выставке представлено более ста работ, как традиционные берестяные туеса, украшенные берестяной плетенкой, так и необычные берестяные панно, где из кусочков бересты разных оттенков складывается изображение - пейзажи, животные и птицы сибирской тайги.

Подробнее
В Усть-Илимске подвели итоги ремонта городских дорог

Председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин рассказал об итогах ремонта дорог и благоустройства территорий Усть-Илимска в 2025 году, а также о других актуальных вопросах городского хозяйства.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

2 ноября в школе искусств №2 в рамках межрегиональной методической лаборатории «Творчество. Ресурс. Развитие» открылась выставка-конкурс «Золотое дерево»

На выставке представлено более ста работ, как традиционные берестяные туеса, украшенные берестяной плетенкой, так и необычные берестяные панно, где из кусочков бересты разных оттенков складывается изображение - пейзажи, животные и птицы сибирской тайги.

Подробнее