Начальник участка по строительству дорожной инфраструктуры № 2 филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе Александр Перетолчин гордится коллегами — за годы работы вместе они ни разу не дали ему повода усомниться в своем профессионализме. И почетное звание «Лучший отряд» — не первое в их истории.
Коллектив ДСО-2 стал лучшим по итогам производственного соревнования – 2025 среди подразделений филиалов ко Дню работников леса. За восемь месяцев текущего года отряд построил 41,1 километра лесных дорог, что больше, чем у коллег в ДСО-1. Также практически достиг целевого показателя по себестоимости на один километр.
— В нашем отряде трудится 79 человек. Коллектив сплоченный, многие работают больше 10-15 лет. Молодежь приходит, сразу попадает в профессиональный коллектив, обучаем, помогаем. Можно каждого сотрудника из отряда отдельно отмечать. Надежные ребята. Сплоченность и опыт помогают им решать все задачи, они умеют видеть ситуацию на перспективу, чтобы минимизировать простои. Конечно, результат, с которым подошли к Дню работников леса, дался непросто, кроме строительства еще отремонтировали 94,5 км дорог — это больше, чем планировалось. Пусть ребята лучше сами расскажут о своей работе, — посоветовал Александр Перетолчин.
Но ехать до лучшего отряда почти 200 км, поэтому посещение отложили до лучших времен, а побеседовать получилось с теми, кого удалось поймать между вахтами —
водителем самосвала Сергеем Сурановым и прорабом Андреем Кашаровым.
Правила лучшего отряда
— Расскажите, что же все-таки скрывается за цифрой в 41,1 километра и целевым показателем по себестоимости?
— Много чего, — говорит прораб Андрей Кашаров. — Приведу простой пример. При типовом строительстве уса закладывается его длина, определенная ширина и высота, и на этот участок рассчитывается, сколько кубометров грунта должно быть заложено на один километр дороги. И если нам удалось использовать меньше грунта при строительстве объекта или уменьшить расстояние его перевозки, соответственно и себестоимость этой дороги будет ниже. Например, можем найти выемку на просеке и оттуда возить грунт. А по высоте дорогу можно построить стандартно, а иногда допускается высота ниже. Все зависит от того, когда по ней повезут древесину: в этом году, либо в следующем, и этой дороге предстоит пережить зиму и весенние паводки. Еще влияет качество грунта. Если качество хорошее, можно сделать отсыпку чуть ниже, а если, наоборот, грунт слабый, надо отсыпку завышать, где-то дополнительно водоотводы делать, кюветы.
Но все это не в ущерб качеству и по ТЗ. В 80 процентах случаев, конечно, следуем техзаданиям: есть карьер, есть объект строительства. В остальных случаях действуем по ситуации или ищем возможности для улучшения и снижения себестоимости километра. Решение по всем изменениям принимает прораб при согласовании с начальником участка.
— Что может повлиять на отклонение от техзадания?
— Различные факторы — это рельеф местности (горы — не горы), сама местность и какие грунты будут в основании под дорогой (болото или плотные грунты), подтвердился ли карьер по пригодности материалов для строительства дороги, есть ли возможность брать грунт где-то ближе планового карьера и многое другое. Конечно, можно и не заморачиваться, проглядеть эти моменты и просто строить дороги. То есть теми же силами, допустим, четырьмя самосвалами и двумя экскаваторами, можно построить в месяц пять километров дороги, а можно постараться и построить восемь. У нас, у прорабов, зарплата зависит от протяженности дороги. Чем больше построим, тем выше зарплата. Соответственно, и стараемся построить больше. Всего в отряде задействовано четыре экскаватора, четыре бульдозера, каток, грейдер и девять самосвалов. Весной, летом и в начале осени кроме строительства еще занимаемся ремонтами дорог. Обычно одно звено работает на ремонтах, остальные строят. Но бывает, требуется усилить ремонты и туда больше отправить техники и людей. Нюансов в работе очень много. К примеру, когда знаешь, что дорога будет зимовать, в первую очередь смотришь, как сделать водоотводы, чтобы весной снег и талая вода не смыли дорогу. То есть здесь надо будет уложить лежневку, трубы, кюветы, где-то сделать поперечный уклон. Ну и соответственно высоту отсыпки предусмотреть.
— Определяетесь с технологией исходя из местности?
— Конечно. Есть болотистые участки, есть сухие и твердые основания, низины. Болотистые местности часто встречаются. Иногда по сто-двести метров проходим болот, но такого, чтобы зашел на пять километров и все пять — болото, никогда не бывает. Если лесозаготовительные бригады работают рядом, они помогают нам лежневать такие участки дороги, а потом мы уже сыпем грунт по лежневке. Это опять же помогает нам не перерасходовать слишком много грунта, — добавляет прораб.
Меньше возка — дешевле дорога
— За время нашего разговора много раз прозвучало про дальность возки грунта, считаете ли вы, сколько рейсов делаете за смену? — обращаюсь к водителю самосвала Сергею Суранову.
— А как же, — отвечает Сергей Александрович. — Если дальняя возка на 12-13 км, то считаем, а при ближней надо записывать, иначе собьешься. Бывает, за смену делаем до 45-50 рейсов при расстоянии возки в один километр. Всегда все по-разному. Иногда карьер рядом, в километре-двух, и только успеваем загружаться-разгружаться. А порой заходишь в конгломерат, а у тебя вся возка на 10 километров, и все усы-дороги в нем можно построить только с таким плечом возки. Много так не построишь…
— С какими трудностями приходится сталкиваться?
— Непросто стало с запчастями. Я работаю на самосвале MAN одного из последнего досанкционного прихода техники, им четвертый год. До санкций вопросы с комплектующими быстро решались, а сейчас некоторые запчасти приходится долго ждать, из-за чего бывают даже простои. Иногда появляются ошибки в электронике, приходится машину доставлять в город на сервис. Многолетний опыт помогает не накапливать неисправности, заранее пишу механикам замечания в журнал, чтобы они заказали запчасти.
А вообще даже у нас, при всей кажущейся однотипности работы, каждая смена проходит по разному сценарию. Например, из-за тяжелого грунта в карьере может выйти из строя экскаватор или бульдозер. Зимой другие трудности: дорога, грунт замерзают, необходимо снег расчищать с просеки, корчевать пни и так далее. Сложно в таких ситуациях. Главный в лесу — прораб, который должен не просто оперативно принимать решения, а делать это так, чтобы и от плана не отстать, и все сотрудники были обеспечены работой.
Все вместе
— Расскажите об отряде, о том, как стать лучшим.
— Те, кто к нам приходят, остаются с нами надолго. Лишь единицы на моей памяти сразу уходили. В основном это те, кто много лет работал дальнобойщиками, лесовоз водили. Они привыкли, что сели за руль автомобиля и поехали куда-нибудь далеко-далеко. А тут работа монотонная, ездим по одному месту. Но для кого-то, наоборот, так удобнее. Здесь ты остановился, попил чай, у тебя есть обед, столовая, вечером баня. Если что-то сломалось, коллеги всегда помогут, — рассказывает Сергей Суранов.
— У нас очень дружный коллектив, — добавляет Андрей Кашаров. — Все работают в связке. Нет такого, чтобы кто-то работал сам на себя. Все опытные, и коллектив уже слаженный. Тяжелее, когда новый отряд организовывается, когда люди незнакомые, им непросто между собой общаться. У меня был такой опыт, когда переходил из ДСО-2 в ДСО-3. А когда люди уже давно работают вместе, то и трудности решать проще. Наша работа требует внимания и любви к тому, что мы делаем, поэтому случайных людей у нас нет. А вообще, если хотите посмотреть, за что получают звание лучшего отряда, приезжайте к нам в лес. Сами все увидите…
P.S. Нас пригласили в ДСО-2, но предупредили, что сейчас не самое лучшее время для визита. «Это в городе сухо и красиво, а в лесу распутица, грязь, хороших фотографий не получится», — улыбаясь, посетовал Сергей Суранов, но тут же подтвердил, что как только… так сразу «милости просим».
Что касается фото, то собрать весь отряд с его графиком заезда оказалось крайне сложно, поэтому удалось сфотографировать только нескольких представителей отряда. Остальных обязательно сфотографируем, когда доберемся до места работы ДСО-2.
Оксана Квинт | Фото Антона Анчутина
Актуально
О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.
ПодробнееНа выставке представлено более ста работ, как традиционные берестяные туеса, украшенные берестяной плетенкой, так и необычные берестяные панно, где из кусочков бересты разных оттенков складывается изображение - пейзажи, животные и птицы сибирской тайги.
ПодробнееПредседатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин рассказал об итогах ремонта дорог и благоустройства территорий Усть-Илимска в 2025 году, а также о других актуальных вопросах городского хозяйства.
ПодробнееСамое читаемое
Около трехсот сотрудников филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске: инженеры, механики, слесари-ремонтники — ежедневно обеспечивают работоспособность оборудования комбината.
ПодробнееО том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.
ПодробнееОколо трехсот сотрудников филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске: инженеры, механики, слесари-ремонтники — ежедневно обеспечивают работоспособность оборудования комбината.
Подробнее







