Машинист-инструктор локомотивных бригад филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске Александр Селедков убежден: чтобы обучать людей, надо самому постоянно учиться.
В этой должности он работает пятый год, а в филиале «Финтранс ГЛ» — 15 лет. Причем железнодорожником стал случайно. Начинал монтёром пути второго разряда, потом стал бригадиром монтёров. Затем перевёлся составителем поездов, позже выучился на помощника машиниста, машиниста.
— В 2020 году мне предложили перейти в машинисты-инструкторы. Решение принял не сразу, — не скрывает Александр Олегович. — Все-таки работа непростая, ответственная. Когда ты работаешь машинистом, то отвечаешь только за себя и своего помощника. А здесь надо отвечать за всех машинистов и помощников, уметь к каждому из них найти подход, а еще уметь доходчиво и понятно объяснять материал. Но согласился, потому что здесь постоянно развиваешься. Например, когда в рамках строительства ЦКК к нам пришли большие локомотивы ТМ-7А совсем другой конструкции (мы всегда работали на ТЭМ-2, ТЭМ-18), опытные машинисты неохотно соглашались знакомиться с ними, уступая право первой очереди молодежи. Но постепенно я сам все изучил и других обучил работать на новых локомотивах.
Учитель, наставник, помощник
Александр Селедков объясняет свои задачи просто. В филиале 48 машинистов и пять помощников. Задача инструктора — обучать, помогать и контролировать. Поэтому самому приходится постоянно повышать квалификацию, постоянно учиться. Инструктор должен знать больше, потому что за советом по любой ситуации машинисты прежде всего обращаются именно к нему.
— Сегодня редко приходят люди со специальным образованием. Поэтому готовим машинистов и помощников из числа сотрудников предприятия, решивших расти профессионально. Набираем людей с улицы, вводим в курс дела, что и как у нас работает, и отправляем на обучение в специализированные центры РЖД, — рассказывает машинист-инструктор.
На помощника машиниста учатся полгода. А потом еще стажировка в одной из локомотивных бригад.
— Первые две смены, как правило, ознакомительные, человек просто присутствует, смотрит, как работает бригада. Затем сам постепенно подключается к процессу. Моя задача на этом этапе — проконтролировать: проверяю знание регламента переговоров, расположение сигналов, сигнальных знаков, их значения и другое и при необходимости поправляю. После стажировки помощник еще раз проходит собеседование по безопасности движения поездов, выполнения маневровой работы и на знание устройства локомотива. Сдает экзамен — и допускаем человека к самостоятельной работе. Но первые полгода помощник работает с разными машинистами в разных сменах. Это делается для того, чтобы перенять от каждого машиниста все лучшее, потому что у каждого свой стиль работы, — обстоятельно рассказывает Александр Селедков и добавляет, что в филиале есть три вида движения: хозяйственное (снегоуборочная техника, работа с железнодорожными кранами, отсыпка насыпей и так далее), маневровое (работа по станции, формирование, расформирование поездов, обслуживание комбината) и вывозное, когда сформированные поезда со станций Промышленная и Северная отправляются на станцию Усть-Илимск. Помощники работают только на вывозном направлении. А вот машинисты — универсалы, каждые несколько месяцев машинист-инструктор меняет им направление работы, чтобы они не теряли навыки.
Обучение на машинистов возможно только после того, как человек два года отработал помощником. Учатся на месте и в центрах РЖД, срок их подготовки — восемь месяцев. И это самый идеальный вариант, подчеркивает инструктор, когда человек отработал не один год помощником машиниста, всё уже знает, получил образование в РЖД и вернулся сюда на стажировку.
— Закрепляем стажеров за машинистами, они стажируются от 6 до 20 смен, но, как правило, большинство укладывается в 10 смен. Моя задача после того, как новый машинист отстажируется, сдаст экзамен, дать ему заключение на право самостоятельной работы. И потом каждые три месяца даю ему перезаключение, каждые три месяца проверяю его навыки, чтобы он соблюдал регламент переговоров, скоростные режимы и многое-многое другое. Помощники машинистов такую проверку проходят реже, раз в полгода, — объясняет особенности своей работы инструктор.
Строго по правилам
Значительную часть своего рабочего времени машинист-инструктор проводит не за лекциями, а в кабине машиниста (это только для интервью он специально выделил время в своем рабочем кабинете — прим. авт.). Он регулярно проводит контрольно-инструкторские поездки, одна такая поездка может длиться почти всю рабочую смену локомотивной бригады. Все это время инструктор находится в кабине, следит за работой машиниста и помощника, при необходимости дает советы.
Кроме того, во время движения поезда все действия локомотивной бригады записываются на видео, и инструктор также изучает эти файлы, может узнать о любой допущенной ошибке. Если такое случается, прорабатывает их с сотрудниками. А затем уже во время целевой поездки смотрит, как усвоили материал, выполняют рекомендации или нет.
— Железная дорога — железные правила, все должно быть четко, — поясняет машинист-инструктор.
Пришел по примеру отца
Сейчас в филиале «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске стажировку проходят четыре помощника машиниста после обучения в центре РЖД в Иркутске. Пока ждем из поездки одного из стажеров с наставниками, из локомотивного депо выехал после ремонта локомотив. Александр Селедков поясняет, что он также принимает все локомотивы после ремонта и планового ТО согласно регламенту эксплуатации. Слушаю его и понимаю, что нам он рассказал лишь про малую часть своих ежедневных обязанностей…
Для Никиты Сергиенко в этот день завершалась вторая смена стажировки. Молодой человек работает в «Финтрансе» один год. Пришел сюда после армии слесарем в локомотивное депо, где уже четыре года трудится его отец Алексей Владимирович.
— Папа всегда интересно рассказывал про свою работу, поэтому после армии я решил не идти по специальности (выпускник техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг по направлению «лесозаготовка» — прим. авт.), а пойти в «Финтранс». Когда мне предложили пойти учиться на помощника машиниста, сразу согласился, потому что это и карьерный рост, и интересно узнавать все новое. Первый день стажировки, конечно, было страшно, потому что у меня еще нет опыта движений по путям. Но уверен, что со временем все освою. А пока смотрю внимательно на действия машиниста и помощника, что они делают в той или иной ситуации, как общаются. Они все подробно показывают мне и комментируют каждое свое действие. Я стараюсь успеть за ними, все записываю, — рассказывает стажер и добавляет, что отец постоянно интересуется его успехами и при этом подчеркивает, что помощник машиниста и машинист — сложные профессии, не каждый их осилит.

Его наставники — машинист Артём Сытенков и исполняющий обязанности помощника машиниста, а вообще машинист Виктор Гончаров.
Артём Сытенков работает здесь десять лет, Виктор — восемь. Оба начинали путейцами, доросли до машинистов. Кстати, Артём Владимирович был наставником и у Виктора Гончарова, когда тот стажировался на машиниста. У каждого из них свой стиль работы, но оба придерживаются самых простых правил: главное на железной дороге — безопасное движение и внимательность. А еще важно взаимопонимание, ведь в кабине два человека проводят 12 часов.
— Хорошо понимаем новичков, потому что сами проходили этот путь: глаза разбегаются, действия неуверенные, а надо все слушать и запоминать. На железной дороге важно все, от безопасности до взаимопонимания. И машинист-инструктор постоянно помогает нам поддерживать наш уровень профессионализма на высоком уровне, мы всегда чувствуем его внимание и опеку, — добавили наставники.
Оксана Квинт | Фото Антона Анчутина
Актуально
Спортсменки «Лесохимика» заняли второе место на областном первенстве по волейболу среди девушек, которое проходило с 5 по 9 ноября в Слюдянке. Призовое место позволило им перейти на следующий этап соревнований – на первенство Сибирского федерального округа среди команд девушек до 14 лет. Оно состоится в Омске в декабре текущего года.
ПодробнееОб этом рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, напомнив, что все работы выполняются в рамках региональной программы «Транспортный каркас». На двух участках по улицам Мечтателей и Дружбы Народов они уже полностью выполнены, и в ближайшее время завершится установка ограждений на улицах Энтузиастов и Ленина.
ПодробнееЛесозаготовители филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе проходят обучение по теме «Требования, предъявляемые к качеству выпиливаемых круглых лесоматериалов».
ПодробнееСамое читаемое
О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.
ПодробнееВ сибирских лесных филиалах Группы «Илим» проходит аттестация операторов лесозаготовительной техники.
ПодробнееЛесозаготовители филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе проходят обучение по теме «Требования, предъявляемые к качеству выпиливаемых круглых лесоматериалов».
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Лесозаготовители филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе проходят обучение по теме «Требования, предъявляемые к качеству выпиливаемых круглых лесоматериалов».
ПодробнееВ сибирских лесных филиалах Группы «Илим» проходит аттестация операторов лесозаготовительной техники.
ПодробнееО том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.
Подробнее
