«Железная дорога — железные правила»
15:46 2025.07.03 (обновлено: 15:52 2025.07.03)

Машинист-инструктор локомотивных бригад филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске Александр Селедков убежден: чтобы обучать людей, надо самому постоянно учиться.

В этой должности он работает пятый год, а в филиале «Финтранс ГЛ» — 15 лет. Причем железнодорожником стал случайно. Начинал монтёром пути второго разряда, потом стал бригадиром монтёров. Затем перевёлся составителем поездов, позже выучился на помощника машиниста, машиниста.

— В 2020 году мне предложили перейти в машинисты-инструкторы. Решение принял не сразу, — не скрывает Александр Олегович. — Все-таки работа непростая, ответственная. Когда ты работаешь машинистом, то отвечаешь только за себя и своего помощника. А здесь надо отвечать за всех машинистов и помощников, уметь к каждому из них найти подход, а еще уметь доходчиво и понятно объяснять материал. Но согласился, потому что здесь постоянно развиваешься. Например, когда в рамках строительства ЦКК к нам пришли большие локомотивы ТМ-7А совсем другой конструкции (мы всегда работали на ТЭМ-2, ТЭМ-18), опытные машинисты неохотно соглашались знакомиться с ними, уступая право первой очереди молодежи. Но постепенно я сам все изучил и других обучил работать на новых локомотивах. 

Учитель, наставник, помощник

Александр Селедков объясняет свои задачи просто. В филиале 48 машинистов и пять помощников. Задача инструктора — обучать, помогать и контролировать. Поэтому самому приходится постоянно повышать квалификацию, постоянно учиться. Инструктор должен знать больше, потому что за советом по любой ситуации машинисты прежде всего обращаются именно к нему.

— Сегодня редко приходят люди со специальным образованием. Поэтому готовим машинистов и помощников из числа сотрудников предприятия, решивших расти профессионально. Набираем людей с улицы, вводим в курс дела, что и как у нас работает, и отправляем на обучение в специализированные центры РЖД, — рассказывает машинист-инструктор.

На помощника машиниста учатся полгода. А потом еще стажировка в одной из локомотивных бригад.

— Первые две смены, как правило, ознакомительные, человек просто присутствует, смотрит, как работает бригада. Затем сам постепенно подключается к процессу. Моя задача на этом этапе — проконтролировать: проверяю знание регламента переговоров, расположение сигналов, сигнальных знаков, их значения и другое и при необходимости поправляю. После стажировки помощник еще раз проходит собеседование по безопасности движения поездов, выполнения маневровой работы и на знание устройства локомотива. Сдает экзамен — и допускаем человека к самостоятельной работе. Но первые полгода помощник работает с разными машинистами в разных сменах. Это делается для того, чтобы перенять от каждого машиниста все лучшее, потому что у каждого свой стиль работы, — обстоятельно рассказывает Александр Селедков и добавляет, что в филиале есть три вида движения: хозяйственное (снегоуборочная техника, работа с железнодорожными кранами, отсыпка насыпей и так далее), маневровое (работа по станции, формирование, расформирование поездов, обслуживание комбината) и вывозное, когда сформированные поезда со станций Промышленная и Северная отправляются на станцию Усть-Илимск. Помощники работают только на вывозном направлении. А вот машинисты — универсалы, каждые несколько месяцев машинист-инструктор меняет им направление работы, чтобы они не теряли навыки.

Обучение на машинистов возможно только после того, как человек два года отработал помощником. Учатся на месте и в центрах РЖД, срок их подготовки — восемь месяцев. И это самый идеальный вариант, подчеркивает инструктор, когда человек отработал не один год помощником машиниста, всё уже знает, получил образование в РЖД и вернулся сюда на стажировку.

— Закрепляем стажеров за машинистами, они стажируются от 6 до 20 смен, но, как правило, большинство укладывается в 10 смен. Моя задача после того, как новый машинист отстажируется, сдаст экзамен, дать ему заключение на право самостоятельной работы. И потом каждые три месяца даю ему перезаключение, каждые три месяца проверяю его навыки, чтобы он соблюдал регламент переговоров, скоростные режимы и многое-многое другое. Помощники машинистов такую проверку проходят реже, раз в полгода, — объясняет особенности своей работы инструктор.

Строго по правилам

Значительную часть своего рабочего времени машинист-инструктор проводит не за лекциями, а в кабине машиниста (это только для интервью он специально выделил время в своем рабочем кабинете — прим. авт.). Он регулярно проводит контрольно-инструкторские поездки, одна такая поездка может длиться почти всю рабочую смену локомотивной бригады. Все это время инструктор находится в кабине, следит за работой машиниста и помощника, при необходимости дает советы.

Кроме того, во время движения поезда все действия локомотивной бригады записываются на видео, и инструктор также изучает эти файлы, может узнать о любой допущенной ошибке. Если такое случается, прорабатывает их с сотрудниками. А затем уже во время целевой поездки смотрит, как усвоили материал, выполняют рекомендации или нет.

— Железная дорога — железные правила, все должно быть четко, — поясняет машинист-инструктор.

Пришел по примеру отца

Сейчас в филиале «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске стажировку проходят четыре помощника машиниста после обучения в центре РЖД в Иркутске. Пока ждем из поездки одного из стажеров с наставниками, из локомотивного депо выехал после ремонта локомотив. Александр Селедков поясняет, что он также принимает все локомотивы после ремонта и планового ТО согласно регламенту эксплуатации. Слушаю его и понимаю, что нам он рассказал лишь про малую часть своих ежедневных обязанностей…

Для Никиты Сергиенко в этот день завершалась вторая смена стажировки. Молодой человек работает в «Финтрансе» один год. Пришел сюда после армии слесарем в локомотивное депо, где уже четыре года трудится его отец Алексей Владимирович.

— Папа всегда интересно рассказывал про свою работу, поэтому после армии я решил не идти по специальности (выпускник техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг по направлению «лесозаготовка» — прим. авт.), а пойти в «Финтранс». Когда мне предложили пойти учиться на помощника машиниста, сразу согласился, потому что это и карьерный рост, и интересно узнавать все новое. Первый день стажировки, конечно, было страшно, потому что у меня еще нет опыта движений по путям. Но уверен, что со временем все освою. А пока смотрю внимательно на действия машиниста и помощника, что они делают в той или иной ситуации, как общаются. Они все подробно показывают мне и комментируют каждое свое действие. Я стараюсь успеть за ними, все записываю, — рассказывает стажер и добавляет, что отец постоянно интересуется его успехами и при этом подчеркивает, что помощник машиниста и машинист — сложные профессии, не каждый их осилит. 

Его наставники — машинист Артём Сытенков и исполняющий обязанности помощника машиниста, а вообще машинист Виктор Гончаров.

Артём Сытенков работает здесь десять лет, Виктор — восемь. Оба начинали путейцами, доросли до машинистов. Кстати, Артём Владимирович был наставником и у Виктора Гончарова, когда тот стажировался на машиниста. У каждого из них свой стиль работы, но оба придерживаются самых простых правил: главное на железной дороге — безопасное движение и внимательность. А еще важно взаимопонимание, ведь в кабине два человека проводят 12 часов.

— Хорошо понимаем новичков, потому что сами проходили этот путь: глаза разбегаются, действия неуверенные, а надо все слушать и запоминать. На железной дороге важно все, от безопасности до взаимопонимания. И машинист-инструктор постоянно помогает нам поддерживать наш уровень профессионализма на высоком уровне, мы всегда чувствуем его внимание и опеку, — добавили наставники.

 

Оксана Квинт | Фото Антона Анчутина

Актуально

Команда волейболисток спортивной школы «Лесохимик» получила путевку на следующий этап соревнований

Спортсменки «Лесохимика» заняли второе место на областном первенстве по волейболу среди девушек, которое проходило с 5 по 9 ноября в Слюдянке. Призовое место позволило им перейти на следующий этап соревнований – на первенство Сибирского федерального округа среди команд девушек до 14 лет. Оно состоится в Омске в декабре текущего года.

Подробнее
На отремонтированных минувшем летом городских дорогах подрядчики завершают сопутствующие работы

Об этом рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, напомнив, что все работы выполняются в рамках региональной программы «Транспортный каркас». На двух участках по улицам Мечтателей и Дружбы Народов они уже полностью выполнены, и в ближайшее время завершится установка ограждений на улицах Энтузиастов и Ленина.  

Подробнее
Не путать баланс с пиловочником, определить подгар и сухостой

Лесозаготовители филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе проходят обучение по теме «Требования, предъявляемые к качеству выпиливаемых круглых лесоматериалов».

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Не путать баланс с пиловочником, определить подгар и сухостой

Лесозаготовители филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе проходят обучение по теме «Требования, предъявляемые к качеству выпиливаемых круглых лесоматериалов».

Подробнее
Работать без лишних движений

В сибирских лесных филиалах Группы «Илим» проходит аттестация операторов лесозаготовительной техники.

Подробнее
Лес. Детство. Отрочество. Юность

О том, как на месте вырубок вновь вырастает лес, рассказывает ведущий инженер по лесному хозяйству Лесного филиала Группы «Илим» Анастасия Гагарская.

Подробнее