Я – железнодорожник
15:54 2025.01.28 (обновлено: 15:57 2025.01.28)

В феврале 2025 года филиалу «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске исполняется 50 лет. Этому событию мы посвящаем ряд публикаций, в том числе о людях, которые работают на этом предприятии. Наши герои – представители трех поколений сотрудников. Все – ответственные, вовлеченные, надежные. Настоящие профессионалы.

Осмотрщик-ремонтник вагонов Владимир Фалилеев - один из самых «стажевых» сотрудников филиала «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске.

- Кем надо было, тем и работал, я ведь железнодорожник, - говорит он.

А работал Владимир Ильич путейцем, кондуктором, составителем, оператором. По поводу «кондуктора, который просто проверяет наличие билетов у пассажиров», поясняет, что кондуктор на железной дороге – это тот, кто ведет приемку и сдачу поездов на железнодорожных путях, обеспечивает сохранность груза, проверяет автоматические тормоза поезда, правильность формирования поезда и погрузки груза. Также кондуктор занимается ограждением и закреплением поезда тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке. По крайней мере, раньше, когда существовала такая профессия, было так. А раньше – это 50 лет назад, а то и больше. Всему этому Владимир Фалилеев научился в профессионально-техническом училище при локомотивном депо имени М. И. Калинина станции Улан-Удэ. Окончив его с отличием, работал помощником машиниста электровоза, отслужил в армии и снова работал по профессии. Но, признается, хотелось чего-то масштабного.

- Думал, куда поехать, - рассказывает он. - На БАМ? Ну, к тому времени это было уже не так интересно, Байкало-Амурская магистраль была уже почти простроена. Решил ехать в Усть-Илимск.

Но не ударные комсомольские стройки города и лесопромышленного комплекса интересовали Владимира Ильича. Еще более грандиозным был проект строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали – Севсиба. Дорога в 2 тысячи километров должна была соединить Нижневартовск с Усть-Илимском, а от Усть-Илимска по ветке к ст. Хребтовая Севсиб соединился бы с БАМом. Также планировался поворот на «севера» - к арктическим портам.

Этот проект был окончательно утвержден в 1983 году, а в 1982 году Владимир Фалилеев приехал в Усть-Илимск. Устроился в Отделение временной эксплуатации «Нижнеангарсктрансстроя» составителем-кондуктором. Это предприятие тогда разрабатывало железнодорожную инфраструктуру, которая сейчас принадлежит филиалу «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске, в том числе станцию Промышленная.

- Да, интересный был проект, - говорит Владимир Фалилеев, - если бы его реализовали, Усть-Илимск стал бы крупным, как сейчас говорят, хабом. Для этого здесь, кстати, и аэропорт построили, и мясокомбинат, и товарно-складской комплекс хранения товаров для северного завоза.

Владимир Ильич рассказал, что в районе нынешнего магазина «Жемчужина» планировалось построить большой железнодорожный вокзал и автовокзал, ресторан и гостиницу. Станция Усть-Илимская, где сейчас находится ж/д вокзал, была бы проходной точкой на карте, а вот большой станцией, где осуществлялась бы сортировка вагонов и прочее, стала бы станция Ромашка.

- Работы на Промышленной мы закончили, строило ее СМП-219, а мы доставляли грузы для строительства, - рассказывает мой собеседник. - Должны были уйти на Ромашку - она была бы точкой Северо-Сибирской магистрали в Усть-Илимске. А с нее шла бы ветка на север – до Ванавар и далее, к Северному Ледовитому океану. Вот эту дорогу я и хотел строить.

Не сложилось - помешали перестройка, ускорение и гласность. Владимир Фалилеев устроился составителем поездов в Управление железнодорожного транспорта и погрузочно-разгрузочных работ Дирекции строящихся предприятий УИ ЛПК. Оно занималось доставкой и отправкой грузов на ЛПК, через некоторое время предприятие переименовали в ПЖДТ, затем оно стало филиалом «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске.

- Уже 42 года я здесь, - говорит Владимир Ильич. – Всякую работу выполнял, даже оператором при диспетчере был. Правда, на несколько лет уходил: участвовал в молодежно-жилищном кооперативе - построил себе квартиру. Вернулся. Сейчас я осмотрщик-ремонтник вагонов. Географически работаю в обменном пункте на станции Усть-Илимск. Она подает нам подвижной состав, а я его осматриваю на предмет безопасности, годности к погрузке и так далее.

Работа, между прочим, очень ответственная и нелегкая. Каждый поезд, а это 40-50 вагонов длиной по 12-14 метров, надо обойти с двух сторон, при этом присесть, согнуться, наклониться.

- Зарядка-присядка – нормально для нас, - улыбается Владимир Ильич. – А сколько в день делаю шагов - не считаю. А зачем? Вдруг лениться начну.

На пенсию Владимир Фалилеев не собирается. Поясняет, что, во-первых, на нее прожить трудно, во-вторых, будет скучно, да и в целом, говорит, «пока живчик – надо шевелиться». В железнодорожники, по стопам отца и деда, в его семье пока никто не пошел. Сам Владимир Ильич уверен, что, как и к любой работе, к работе железнодорожника надо иметь призвание. Интересно, что за годы работы ни разу ему не хотелось получить высшее образование и стать начальником.

- Не мое это, - поясняет. - В армии командовал отделением - не понравилось. Даже уговаривали остаться, но я отказался. Когда один работаешь, видишь конкретно свой результат, это мне нравится. Еще нравится, что профессия железнодорожника всегда востребована.

Напоследок спрашиваю Владимира Ильича, слышал ли он, что проект строительства Северо-Сибирской железной дороги возрожден и что у Усть-Илимска снова появился шанс?

- Слышал. Был бы молодым – рванул бы, - улыбаясь, ответил он.

Справка
Дата рождения предприятия - 13 февраля 1975 года. В этот день в Дирекции строящихся предприятий Усть-Илимского ЛПК и г. Усть-Илимска был издан приказ о принятии на работу Фарита Забирова - первого начальника железнодорожного цеха, входящего в состав строящегося Усть-Илимского завода.
В 1979 году цех реорганизован в Управление железнодорожного транспорта и погрузочно-разгрузочных работ Дирекции строящихся предприятий ЛПК.
В декабре 1980 года Управление железнодорожного транспорта и погрузочно-разгрузочных работ стало структурным подразделением ПО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс».
В 1988 году Управление железнодорожного транспорта и погрузочно-разгрузочных работ переименовано в Предприятие железнодорожного транспорта, входящее в состав ПО «УИ ЛПК».
С 2009 года ОАО «УИ ПЖДТ» присоединено к ООО «Финтранс ГЛ».
Филиал «Финтранс ГЛ» оказывает услуги по транспортировке различных грузов более чем 50 контрагентам. За последние пять лет он перевез около 12 млн тонн грузов. Протяженность подъездных ж/д путей филиала составляет 89,1км. Общая эксплуатируемая длина ж/д путей -119 724,86 км. Предприятие имеет две железнодорожные станции: станция Промышленная и станция Северная – 20,5 км.

 

Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина

Актуально

Администрация города завершает подготовку заявки на проведение электронного конкурса в рамках проекта строительства набережной

Напомним, проект благоустройства правобережной набережной «Свет маяка» победил в IX Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды.

Подробнее
Клубы по интересам

Вспоминаем историю Афганской войны, пишем и читаем стихи, а также знакомимся с литературными произведениями через театр и кино. Планируем досуг с 7 по 13 февраля.

Подробнее
На реализацию второго этапа благоустройства сквера, расположенного в районе улицы Карла Маркса, 61, в 2025 году денег выделено меньше, чем ожидалось

Работы выполняются в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Напомним, благоустройство сквера разделено на три этапа.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Лесной профсоюз: верны традициям и принципам

31 января в рамках отчетно-выборной конференции обсудили вопросы работы первичной профсоюзной организации филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе и Объединенной первичной профсоюзной организации «Лес».

Подробнее
От накатчика – до химика-технолога и исследователя

С ведущим инженером-технологом картонного цеха Усть-Илимского ЦКК Сергеем Верещагиным мы встретились накануне его поездки на преддипломную сессию. Сергей Витальевич завершает обучение в Сыктывкарском лесном институте (филиал Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета) по специальности «химическая технология».

Подробнее
«Главное – быть честными с людьми»: четвертая пятилетка Ивана Зайцева и Ирины Кузнецовой

Очередная отчетно-выборная конференция профсоюзной организации филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе состоялась сегодня, 31 января 2025 года. Накануне мы поговорили с председателем лесного профсоюза Иваном Зайцевым и его заместителем Ириной Кузнецовой о том, как живет профсоюз районного филиала.

Подробнее