Судьба Усть-Илимского аэропорта: как это было
17:46 2024.12.13 (обновлено: 17:48 2024.12.13)

Окончание

В экономике чудес не бывает

В последнее десятилетие 90-х годов произошло резкое снижение объемов авиационных работ, вызванное низкой платежеспособностью населения РФ, которая тесно связана с динамикой роста экономики страны и очень сильно зависит от макроэкономических показателей, таких как валовый внутренний продукт (ВВП) и инфляция.

Несмотря на рост ВВП России, объемы пассажирских авиаперевозок из-за гиперинфляции резко падали: с 137,8 млн пассажиров в 1990 году до 23 млн пассажиров за 2000 год, то есть уменьшились в 6 раз. Отправки из аэропорта Усть-Илимска уменьшились в 15,4 раза: с 192,8 тыс. пассажиров в 1990 году до 12,5 тыс. пассажиров за 2000 год.

Начиная с 1996 года эксплуатационный денежный поток Усть-Илимского авиапредприятия стал отрицательным. В  связи с этим начали накапливаться долги по расчетам с кредиторами, и после того как они приблизились к 40 млн рублей, решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2001 года было назначено конкурсное производство. Все попытки кредиторов осуществить финансовое оздоровление авиапредприятия не увенчались успехом. В результате 26 декабря 2001 года из аэропорта вылетел последний грузовой рейс, а 31 декабря 2001 года аэропорт Усть-Илимск окончательно закрыли. Началась процедура банкротства, которая была завершена в июле 2005 года. Часть имущества аэропорта была продана, а оставшееся пришло в негодность. Конкурсное производство было завершено в декабре 2006 года.

«Эпоха возрождения»

Прекращение авиационного сообщения резко ухудшило транспортную доступность населения, и это стало одной из причин оттока населения – с 114 000 в 1989 году до 77 762 (на 01.01.2024 г.), т. е. на 30 %. Такая ситуация не могла не беспокоить власти города. С целью возобновления авиационного сообщения была разработана ведомственная целевая программа «Развитие транспортных услуг, предоставляемых населению города Усть-Илимска на 2013-2015 годы», утвержденная постановлением администрации Усть-Илимска от 11.06.2013 г. за № 400.

После одиннадцатилетнего перерыва, благодаря финансированию Группы «Илим» и проведенной директором посадочной площадки совместной работе с органами государственной власти всех уровней по выполнению требований для статуса посадочной площадки, 19.08.2013 г. состоялся первый регулярный пассажирский рейс на девятиместном самолете 4-го класса Cessna 208B Grand Caravan по маршруту Иркутск — Усть-Илимск — Иркутск.

С этого времени  началась работа по переводу посадочной площадки Усть-Илимска в аэродром гражданской авиации класса «Г» со взлетно-посадочной полосой (2200 х 42 метра) и получения сертификата аэродрома, который необходим для включения в Государственный реестр аэродромов и вертодромов РФ. В результате большой работы,  проделанной директором посадочной площадки С. Е. Ванкевич совместно с местными и областными органами власти и инвестором – Группой «Илим», приказом руководителя ВС МТУ ВТ Федерального агентства воздушного транспорта г. Иркутск 20.06.2023 г. посадочной площадке выдан сертификат аэродрома категории «Г».

Транспортная доступность населения серьезно влияет на экономическое и демографическое развитие в любом субъекте РФ, поэтому президентом Российской Федерации был подписан Указ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее указ). Во исполнение указа правительством РФ был разработан комплексный план модернизации и реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов, утвержденным распоряжением правительства РФ от 30. 09. 2018 г. № 2101-р (далее план).

Уровень транспортной доступности населения авиационным транспортом определяется понятием «авиационная подвижность» - это характеристика подвижности населения, представляющая собой среднее количество полетов на воздушном транспорте, приходящееся в год на одного жителя. В соответствии с п. 2.1.2 плана авиационная подвижность населения в России на конец 2024 года должна составлять *0.95 пол/1 чел. в год (во Франции - 1; в Великобритании - 1,6; в США - 2,8).

* Формула расчета авиационной подвижности населения: Р = Х / Ч, где:

Р - авиационная подвижность населения, полетов на 1 чел. в год;

Х - количество перевезенных в отчетном году пассажиров, тыс. пас.;

Ч - среднегодовая численность населения в отчетном году, тыс. чел.

Авиационная подвижность 1991 года - 1.7 п/1чел. в год - говорит о том, что город является тупиковым для авиационного сообщения и, несмотря на другие виды транспорта (железная дорога, автомобильный транспорт), население города отдает предпочтение авиационному сообщению, и это оправдано с учетом времени, которое необходимо потратить, чтобы добраться до областного центра и других востребованных городов соседних регионов. За 2023 год отправлено 3076 пассажиров, авиационная подвижность населения составила 0,04 п/1чел. в год. Для достижения авиационной подвижности, равной 0.95 пол/1 чел. в год, на сегодня необходимо отправлять из аэропорта 73 874 пассажира в год, что нереально на самолетах 3-го и 4-го класса.

В ближайшее время планируется начать выполнение полетов на самолетах Ан-24. На мой взгляд, безусловно, это улучшит транспортную доступность Усть-Илимска, но не обеспечит в полном объеме спрос населения города на авиационные услуги. Из 192,8 тыс. пассажиров, отправленных из аэропорта Усть-Илимск в 1990 году на самолетах 3-го класса (Ан-24, Як-40), было перевезено 57,84 тыс. пассажиров (33 %), а на самолетах первого класса Ту-154 перевезено 134,96 тыс. пассажиров (67 %).

С целью полного удовлетворения спроса на авиационные услуги населения Усть-Илимска и исполнения указа президента Российской Федерации необходимо уже сейчас начать работу по переводу аэродрома из класса «Г» в класс «В».

К сожалению, некоторые упоминаемые в статье авиаторы, и не только авиаторы, завершили свой земной путь, светлая им память, но на земле остались результаты их труда. Все они писали историю страны, регионов, городов и своих предприятий.

 

Николай Семенов, начальник аэропорта, командир Усть-Илимского авиапредприятия с 1984 по 1991 год | Фото из открытых источников

Актуально

Учителем года-2025 в Иркутской области стала Екатерина Воробьева из Усть-Илимска

Стало известно имя лучшего учителя Иркутской области 2025 года — это Екатерина Юрьевна Воробьева, учитель истории и обществознания школы №8 имени Бусыгина города Усть-Илимска.

Подробнее
Праздничный концерт в честь 25-летия школы искусств №2 имени Т.Г. Сафиулиной прошел вчера во дворце культуры «Дружба»

С юбилеем коллектив школы поздравили министр культуры Иркутской области Олеся Полунина, представители администрации города, нынешние и бывшие ученики школы.

Подробнее
С отчетом о работе администрации города в 2024 году выступил вчера на заседании Городской думы мэр Усть-Илимска Эдуард Симонов

Он рассказал о финансовом положении города, ремонтах дорог, благоустройстве общественных пространств и дворовых территорий, реализации инициативных проектов, сотрудничестве с крупными предприятиями и бизнес-сообществом, поддержке участников специальной военной операции и их семей. Затем глава города поделился планами на 2025 год и ответил на вопросы депутатов и горожан, присутствовавших на заседании Думы.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Учителем года-2025 в Иркутской области стала Екатерина Воробьева из Усть-Илимска

Стало известно имя лучшего учителя Иркутской области 2025 года — это Екатерина Юрьевна Воробьева, учитель истории и обществознания школы №8 имени Бусыгина города Усть-Илимска.

Подробнее
С отчетом о работе администрации города в 2024 году выступил вчера на заседании Городской думы мэр Усть-Илимска Эдуард Симонов

Он рассказал о финансовом положении города, ремонтах дорог, благоустройстве общественных пространств и дворовых территорий, реализации инициативных проектов, сотрудничестве с крупными предприятиями и бизнес-сообществом, поддержке участников специальной военной операции и их семей. Затем глава города поделился планами на 2025 год и ответил на вопросы депутатов и горожан, присутствовавших на заседании Думы.

Подробнее
Устьилимцев приглашают спортивно встретить лето

1 июня, в Международный день защиты детей, комитет физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города совместно с дирекцией спортивных сооружений и Движением первых в Усть-Илимске приглашает детей и взрослых на фестиваль «Юности и детства».

Подробнее