Дуэт фольклорного ансамбля «Родники» Марина Жмурова и Михаил Григорьев стал дважды лауреатом I степени сразу двух фестивалей-конкурсов, состоявшихся недавно в Иркутске.
На смотре-конкурсе казачьей культуры «ЧестнЫе люди» устьилимцы завоевали награду в номинации «Фольклорно-этнографические исполнители/коллективы», а на отборочном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» - в номинации «Вокал. Фольклорные коллективы, исполнители». Как сказано в пресс-релизе, «жюри высоко оценило вокальные данные Михаила Григорьева, а на мастер-классах отдельно выделило правильную фольклорную манеру исполнения ангарских песен ансамбля «Родники». О том, что значит «правильная фольклорная манера исполнения ангарских песен» и о «Родниках» вообще, «Вестник» спросил у руководителя коллектива - заведующей отделом традиционной народной культуры ДК «Дружба» Марины Жмуровой.
- От нескольких – род, родня, Родина. Наш ансамбль «Родники» - продолжатель «Родников» из Кеуля. Они начинались с дуэта коренных ангарок - бабы Зины и бабы Лизы - Зинаиды Прокопьевны Анкудиновой и Елизаветы Захаровны Бегаевой (Карнауховой). А когда к ним примкнули другие жительницы села, получился ансамбль.
- Для вас в этом названии более глубокий смысл?
- Да, потому что костяк нашего ансамбля – потомки старожильческих ангарских династий: Жмуровых, Усольцевых, Беловодовых, Кеуль ведь основал Беловодов. И мы исполняем те песни, которые пели наши предки.
- Как давно организован ваш коллектив?
- Все началось в 2021 году. В то время мы, бывшие кеульцы, пели в хоре «Сибирь» и в ансамбле «Горенка», так, кстати, назывался и молодежный фольклорный коллектив в Кеуле. И вот нас пригласили на фестиваль старожильческой культуры в Красноярск. Старожильческая песня - это фольклор, а не народно-сценические постановки. Стали думать, ведь нашим, ангарским фольклором мы не занимались.
- Почему?
- Потому что больно, потому что Кеуля больше нет. Но красноярцы дали импульс, и мы решились. Пригласили еще землячек, оставшихся здесь после переселения из села здесь, в Усть-Илимске, подготовились и поехали.
- Что пели?
- «Я хожу-то теперь млада гуляю» и «Задумал я жениться». Привезли первое место и поняли, что надо заниматься старожильческим фольклором. Стали думать над названием коллектива. Конечно, «Родники» было логичным, ведь мы поем их песни. Основатели того ансамбля, Татьяна Григорьевна Юрченко и Галина Михайловна Жмурова, разрешили нам взять это название. С тех пор мы «Родники».
- Сколько сейчас человек в коллективе и откуда берете песни – все помните?
- В ансамбле девять человек – Наталья Беловодова, Евгения Андреева (Усольцева), Марина Жмурова, Виктория Ломанова, Любовь Брюханова, Анастасия Коваленко, Анастасия Тенер, Юлия Зинченко и Михаил Григорьев. А песни «снимаем» с записей, потому что все их помнить трудно.
- Есть записи тех, старых «Родников»?
- Есть. В 80-х годах дуэт бабы Зины и бабы Лизы записывала экспедиция Московской консерватории. Позже, в 90-х, «Родники» записывали мы сами. Сейчас мы используем более современные записи, но очень хочется услышать самые первые, чтобы сравнить.
- Что из тех песен есть сейчас в вашем репертуаре?
- «Я хожу-то теперь млада гуляю», «Задумал я жениться», «Про Касьяна», «Течет речка по песку», «Посидим-ка, Ванька, здесь», «Ты заря, заря вечёрня моя», кстати, эти две песни - затопленной деревни Тушама. Есть в нашем репертуаре много хороводных песен.
- Марина Геннадьевна, мы привыкли к народно-сценическим постановкам, когда артисты в сарафанах, кокошниках и косоворотках поют популярные народные песни. Но фольклор – это ведь другое.
- Совершенно верно. Неподготовленному человеку слушать фольклорные песни сложно: некоторые поются по 15 минут, порой даже слова трудно разобрать. Вообще фольклор – это не текст, а состояние, передача эмоций, вовлечение в эти эмоции, сотворчество, причем в моменте, потому что во второй раз песня так же не прозвучит.
- А с точки зрения техники исполнения есть отличия от народно-сценического пения?
- Есть. Звукоизвлечение несколько другое, и здесь нет такой разбивки по голосам, как в хоре, когда каждый выучил свою партию и поет всегда одинаково. Фольклор – это импровизация, поэтому у человека должен быть очень хороший слух, а еще фольклор – это локальная традиция пения в конкретном регионе. В нашем случае – в северо-ангарском.
- А чем она отличается?
- Традиция пения в северных ангарских деревнях другая, чем даже в Братском районе, тем более в Иркутском. Это «тягучая», лирическая распевная полифония, а тембр – довольно низкий. Она схожа с той, что есть в Красноярском крае. Мы это заметили, сотрудничая с коллективом «Живая старина» из Красноярска. Стали разбираться, почему наши бабушки пели так же, как поют красноярцы. Выяснили, что практически все они родом из деревень, расположенных ниже по течению Ангары, в Красноярском крае – Ката, Ёдарма, Березово, Кежма. Сюда наши бабушки приехали «взамуж» и привезли с собой и эту манеру пения, и репертуар – «Млада гуляю», например.
- Марина Геннадьевна, ну вот выучили песни, поднаторели в полифонии, надели костюмы – и вы фольклорный коллектив?
- Нет, конечно. Самое главное отличие фольклорного исполнения от народно-сценического – это диалект, говор. На фестивале, кстати, отметили, что этому критерию мы полностью соответствуем. Правда, нам в этом плане легче, потому что мы с детства с ним знакомы, это наш говор, нам не приходится специально окать, смягчать звуки и так далее.
- Если все так сложно, как это представлять публике? Как в это вовлечь, как этому научить?
- Да, сейчас слушать фольклорную песню в том исполнении, как она когда-то бытовала, сложно да и, считаю, не нужно. Мы живем в другом времени, у нас другой быт, поэтому эти песни надо актуализировать, добавив современных тенденций, сделать созвучными нашему времени.
- Это может получиться?
- Это получается. Современная трактовка фольклора – очень популярное направление сейчас, причем в больших городах. Популярное и востребованное прежде всего у молодежи, фолк-фьюжн, например.
- Говоря современным языком, коллаборация аутентичной традиционной музыки с битами, с чем-то электронным?
- Да, и это цепляет, потому что это настоящее, родное. Как ни крути, оно в нас, оно зовет, затрагивает самые глубины, корни, о чем люди прежде и не подозревали. Кроме того, такая трактовка не даст фольклору стать пыльным музейным экспонатом, а сделает его востребованным и нынешним, и следующими поколениями.
- Поете вживую?
- Только так. Без фонограмм, без «минусов», даже если выступаем на улице. Фольклор – это вибрация живого голоса.
- Что у вас в планах?
- Главная задача отдела традиционной народной культуры – сохранение, актуализация и популяризация традиционной северо-ангарской культуры, культуры наших сибирских деревень. Это возможно сделать через реализацию различных проектов. Например, проекта «Песни за столом», когда за одним столом собираются «Родники» и обычные люди разного возраста, даже незнакомые друг с другом. И пускай они не знают слов и мотива, они обязательно подхватят. Проба уже была – 31 мая, в День славянской письменности и культуры, отклики были хорошие. Планируем создавать сборники наших сибирских песен, готовить моноспектакли для детей и молодежи и так далее. В общем, планов много, надеемся, все получится.
Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина
Актуально
У этой обаятельной женщины бойкий голос, а смех молодой и звонкий. В разговоре по телефону ни за что не подумаешь, что беседуешь с человеком, который недавно отметил 90-й день рождения.
ПодробнееМероприятие состоится 15 декабря с 12:00 до 16:00. Место проведения фестиваля – ДК «Дружба».
ПодробнееОб этом рассказала председатель комитета физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города Любовь Брюханова. Соревнования длились три дня и собрали 130 бойцов из Братска, Усть-Илимска, Тайшета, Красноярска, Усть-Кута и Вихоревки. Награды чемпионам вручал почётный гость турнира, заслуженный мастер спорта по боксу, уроженец Братска Фёдор Чудинов.
ПодробнееСамое читаемое
Усть-Илимский театр драмы и комедии впервые готовит Новый год для взрослых.
ПодробнееК новогодним праздникам Усть-Илимский театр драмы и комедии выпускает премьеру – спектакль «Дом окнами в поле» Александра Вампилова.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
К новогодним праздникам Усть-Илимский театр драмы и комедии выпускает премьеру – спектакль «Дом окнами в поле» Александра Вампилова.
ПодробнееУсть-Илимский театр драмы и комедии впервые готовит Новый год для взрослых.
ПодробнееРеферальная программа Группы «Илим» по трудоустройству.
Вознаграждение за привлечение нового сотрудника – 15 000 рублей.
Кого можно рекомендовать:
-члены семьи,
- друзья,
- коллеги с предыдущих мест работы,
- знакомые, не трудоустроенные на предприятиях АО «Группа «ИЛИМ»,
- бывшие сотрудники, не работающие в компании последние 12 месяцев.
Что нужно сделать для участия в программе:
- заполнить заявку на участие,
- передать заявку в отдел по найму, обучению и развитию персонала лично или по электронной почте.
При возникновении вопросов обращайтесь:
- Светлана Мельникова - svetlana.melnikova@usk.ilimgroup.ru, тел. 92102, 89246042844
- Людмила Шинкаренко - lyudmila.shinkarenko@usk.ilimgroup.ru, тел. 91116