Вибрация живого голоса «Родников»
10:30 2024.07.14 (обновлено: 11:51 2024.07.11)

Дуэт фольклорного ансамбля «Родники» Марина Жмурова и Михаил Григорьев стал дважды лауреатом I степени сразу двух фестивалей-конкурсов, состоявшихся недавно в Иркутске.

На смотре-конкурсе казачьей культуры «ЧестнЫе люди» устьилимцы завоевали награду в номинации «Фольклорно-этнографические исполнители/коллективы», а на отборочном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг» - в номинации «Вокал. Фольклорные коллективы, исполнители». Как сказано в пресс-релизе, «жюри высоко оценило вокальные данные Михаила Григорьева, а на мастер-классах отдельно выделило правильную фольклорную манеру исполнения ангарских песен ансамбля «Родники». О том, что значит «правильная фольклорная манера исполнения ангарских песен» и о «Родниках» вообще, «Вестник» спросил у руководителя коллектива - заведующей отделом традиционной народной культуры ДК «Дружба» Марины Жмуровой.

- Марина Геннадьевна, первый вопрос: «Родники» - от какого слова?

- От нескольких – род, родня, Родина. Наш ансамбль «Родники» - продолжатель «Родников» из Кеуля. Они начинались с дуэта коренных ангарок - бабы Зины и бабы Лизы - Зинаиды Прокопьевны Анкудиновой и Елизаветы Захаровны Бегаевой (Карнауховой). А когда к ним примкнули другие жительницы села, получился ансамбль.

- Для вас в этом названии более глубокий смысл?

- Да, потому что костяк нашего ансамбля – потомки старожильческих ангарских династий: Жмуровых, Усольцевых, Беловодовых, Кеуль ведь основал Беловодов. И мы исполняем те песни, которые пели наши предки.

- Как давно организован ваш коллектив?

- Все началось в 2021 году. В то время мы, бывшие кеульцы, пели в хоре «Сибирь» и в ансамбле «Горенка», так, кстати, назывался и молодежный фольклорный коллектив в Кеуле. И вот нас пригласили на фестиваль старожильческой культуры в Красноярск. Старожильческая песня - это фольклор, а не народно-сценические постановки. Стали думать, ведь нашим, ангарским фольклором мы не занимались.

- Почему?

- Потому что больно, потому что Кеуля больше нет. Но красноярцы дали импульс, и мы решились. Пригласили еще землячек, оставшихся здесь после переселения из села здесь, в Усть-Илимске, подготовились и поехали.

- Что пели?

- «Я хожу-то теперь млада гуляю» и «Задумал я жениться». Привезли первое место и поняли, что надо заниматься старожильческим фольклором. Стали думать над названием коллектива. Конечно, «Родники»  было логичным, ведь мы поем их песни. Основатели того ансамбля, Татьяна Григорьевна Юрченко и Галина Михайловна Жмурова, разрешили нам взять это название. С тех пор мы «Родники».

- Сколько сейчас человек в коллективе и откуда берете песни – все помните?

- В ансамбле девять человек – Наталья Беловодова, Евгения Андреева (Усольцева), Марина Жмурова, Виктория Ломанова, Любовь Брюханова, Анастасия Коваленко, Анастасия Тенер, Юлия Зинченко и Михаил Григорьев. А песни «снимаем» с записей, потому что все их помнить трудно.

- Есть записи тех, старых «Родников»?

- Есть. В 80-х годах дуэт бабы Зины и бабы Лизы записывала экспедиция Московской консерватории. Позже, в 90-х, «Родники» записывали мы сами. Сейчас мы используем более современные записи, но очень хочется услышать самые первые, чтобы сравнить.

- Что из тех песен есть сейчас в вашем репертуаре?

- «Я хожу-то теперь млада гуляю», «Задумал я жениться», «Про Касьяна», «Течет речка по песку», «Посидим-ка, Ванька, здесь», «Ты заря, заря вечёрня моя», кстати, эти две песни - затопленной деревни Тушама. Есть в нашем репертуаре много хороводных песен.

- Марина Геннадьевна, мы привыкли к народно-сценическим постановкам, когда артисты в сарафанах, кокошниках и косоворотках поют популярные народные песни. Но фольклор – это ведь другое.

- Совершенно верно. Неподготовленному человеку слушать фольклорные песни сложно: некоторые поются по 15 минут, порой даже слова трудно разобрать. Вообще фольклор – это не текст, а состояние, передача эмоций, вовлечение в эти эмоции, сотворчество, причем в моменте, потому что во второй раз песня так же не прозвучит.

- А с точки зрения техники исполнения есть отличия от народно-сценического пения?

- Есть. Звукоизвлечение несколько другое, и здесь нет такой разбивки по голосам, как в хоре, когда каждый выучил свою партию и поет всегда одинаково. Фольклор – это импровизация, поэтому у человека должен быть очень хороший слух, а еще фольклор – это локальная традиция пения в конкретном регионе. В нашем случае – в северо-ангарском.

- А чем она отличается?

- Традиция пения в северных ангарских деревнях другая, чем даже в Братском районе, тем более в Иркутском. Это «тягучая», лирическая распевная полифония, а тембр – довольно низкий. Она схожа с той, что есть в Красноярском крае. Мы это заметили, сотрудничая с коллективом «Живая старина» из Красноярска. Стали разбираться, почему наши бабушки пели так же, как поют красноярцы. Выяснили, что практически все они родом из деревень, расположенных ниже по течению Ангары, в Красноярском крае – Ката, Ёдарма, Березово, Кежма. Сюда наши бабушки приехали «взамуж» и привезли с собой и эту манеру пения, и репертуар – «Млада гуляю», например.

- Марина Геннадьевна, ну вот выучили песни, поднаторели в полифонии, надели костюмы – и вы фольклорный коллектив?

- Нет, конечно. Самое главное отличие фольклорного исполнения от народно-сценического – это диалект, говор. На фестивале, кстати, отметили, что этому критерию мы полностью соответствуем. Правда, нам в этом плане легче, потому что мы с детства с ним знакомы, это наш говор, нам не приходится специально окать, смягчать звуки и так далее.

- Если все так сложно, как это представлять публике? Как в это вовлечь, как этому научить?

- Да, сейчас слушать фольклорную песню в том исполнении, как она когда-то бытовала, сложно да и, считаю, не нужно. Мы живем в другом времени, у нас другой быт, поэтому эти песни надо актуализировать, добавив современных тенденций, сделать созвучными нашему времени.

- Это может получиться?

- Это получается. Современная трактовка фольклора – очень популярное направление сейчас, причем в больших городах. Популярное и востребованное прежде всего у молодежи, фолк-фьюжн, например.

- Говоря современным языком, коллаборация аутентичной традиционной музыки с битами, с чем-то электронным?

- Да, и это цепляет, потому что это настоящее, родное. Как ни крути, оно в нас, оно зовет, затрагивает самые глубины, корни, о чем люди прежде и не подозревали. Кроме того, такая трактовка не даст фольклору стать пыльным музейным экспонатом, а сделает его востребованным и нынешним, и следующими поколениями.

- Поете вживую?

- Только так. Без фонограмм, без «минусов»,  даже если выступаем на улице. Фольклор – это вибрация живого голоса.

- Что у вас в планах?

- Главная задача отдела традиционной народной культуры – сохранение, актуализация и популяризация традиционной северо-ангарской культуры, культуры наших сибирских деревень. Это возможно сделать через реализацию различных проектов. Например, проекта «Песни за столом», когда за одним столом собираются «Родники» и обычные люди разного возраста, даже незнакомые друг с другом. И пускай они не знают слов и мотива, они обязательно подхватят. Проба уже была – 31 мая, в День славянской письменности и культуры, отклики были хорошие. Планируем создавать сборники наших сибирских песен, готовить моноспектакли для детей и молодежи и так далее. В общем, планов много, надеемся, все получится.

 

Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина

Актуально

Верить в счастье никогда не поздно

У этой обаятельной женщины бойкий голос, а смех молодой и звонкий. В разговоре по телефону ни за что не подумаешь, что беседуешь с человеком,  который недавно отметил 90-й день рождения.

Подробнее
«Усть-Илимск новогодний»: городской фестиваль народных ремесел пройдет в Усть-Илимске

Мероприятие состоится 15 декабря с 12:00 до 16:00. Место проведения фестиваля – ДК «Дружба».

Подробнее
Усть-Илимские боксеры привезли медали с прошедшего в Братске открытого турнира по боксу памяти Юрия Тырышкина

Об этом рассказала председатель комитета физкультуры, спорта и молодежной политики администрации города Любовь Брюханова. Соревнования длились три дня и собрали 130 бойцов из Братска, Усть-Илимска, Тайшета, Красноярска, Усть-Кута и Вихоревки. Награды чемпионам вручал почётный гость турнира, заслуженный мастер спорта по боксу, уроженец Братска Фёдор Чудинов.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Подарок к Новому году

К новогодним праздникам Усть-Илимский театр драмы и комедии выпускает премьеру – спектакль «Дом окнами в поле» Александра Вампилова.

Подробнее
Вечерний утренник для взрослых

Усть-Илимский театр драмы и комедии впервые готовит Новый год для взрослых.

Подробнее