27 мая, в Общероссийский день библиотек, в библиотеке искусств прошла презентация книги «Илимская роспись: рождение сибирского колорита».
О том, как возникла илимская роспись и чем она отличается от других известных в нашей стране видов декоративной росписи, «Вестник» попросил рассказать автора издания - народного мастера Иркутской области, руководителя творческого объединения «Мастера Илима» детской школы искусств № 2 Елену Михеенкову.
- Поясню, но начну с того, что у этой книги три автора: вместе со мной над ней работали мои коллеги – преподаватели детской школы искусств № 2, народные мастера Иркутской области Наталья Зинченко и Елена Волк. Ну а самая главная отличительная черта илимской росписи - в колористике, в цветовом решении. Оно совпадает с колористикой нашего илимского края: это обилие спокойных цветов - зелёного и коричневого и яркие всплески желтого, розового, белого, фиолетового, оранжевого.
- Совершенно верно. Плюс к этому натуральное дерево - наша сосна, и наши таежные цветы.
- Надо сказать, что они отличаются от тех, что изображают в других росписях. Например, смотришь на жостовский поднос и понимаешь, что на нем цветы, но вот определить, какие именно, трудно, потому что это сказочные цветы. А в илимской росписи они реалистичные, узнаваемые.
- Да, если сравнивать с той же городецкой росписью, то в ней существуют общие понятия. Например, розан - крупный цветок, и нельзя сказать, какой этот цветок - он обобщает все цветы. В илимской же ясно видно, что это иван-чай, пижма, шиповник или ромашка. Видно строение цветка, его настоящий цвет. Наша роспись - как зарисовка гербария, как зарисовка природы. Этим она близка к живописи, а еще графичностью – точечной доработкой рисунка. Например, делаются прожилки на листиках, тычинки, пестики у цветов. Это добавляет изображению и натуралистичности, и объема. Если говорить про основу – композицию, то, как и в других декоративных росписях, у нас есть букет, венок, гирлянда, декоративная полоса. Но одна из самых популярных - куртинка. Смотришь на нее и понимаешь, что эти цветы не сорваны на клумбе и составлены в букет, а живые лесные. И точно такую же куртинку можно увидеть в нашем лесу.
- А с точки зрения техники есть отличия?
- Применяется двойной мазок, и каждый мазок – законченный элемент, дорабатывается только серединка - пестик, тычинки. А в том же Жостово делается многослойная роспись, в городецкой, например, сначала создается подмалевок, а потом его прорабатывают графикой, пока не получится изображение цветка или листочка.
- Как вообще появилась илимская роспись?
- В1992-м году в Усть-Илимске была основана школа народных ремесел. Мы обучали городецкой, хохломской, мезенской росписи. И вот Татьяна Геннадьевна Сафиулина, тогда начальник управления культуры, поехала на конференцию в Москву и повезла в качестве сувениров наши работы. А когда вернулась, сказала, что её за них отругали.
- Не понравились?
- Понравились. А отругали за то, что мы не создаем своего. Нам дали год на разработку собственной росписи. Работали втроем – я, Татьяна Бузина и Татьяна Кочмина. Было понятно, что нужно рисовать флору и фауну нашего края и вырабатывать собственный, илимский почерк.
- Но ведь для становления известных сейчас росписей понадобилась не одна сотня лет…
- Мы тоже не сразу нашли свою изюминку, да и сейчас в поиске. А тогда искали, от чего оттолкнуться. Вместе с учениками начали собирать гербарий из местных растений. Изучали строение цветов и трав, создавали из них композиции и стилизовали их в разных техниках. В итоге пришли к тому, что по цветовой гамме и по технике, двойному мазку, нам ближе всего урало-сибирская роспись.
- Что такое двойной мазок?
- Кисточка макается поочередно в две краски, например, в красный и белый. И одним поворотным движением создается элемент. В центре он красный, а по краю - белый с растяжкой. Изображение при этом объемное. Графику решили делать не черную, а цветную – пестики, тычинки, травинки.
- А что выбрали в качестве основных объектов изображения?
- То, что характерно для илимского края – иван-чай, пижма, клевер, ромашка, полевая герань, тысячелистник, похожие на цветы молоденькие шишки лиственницы, наши сибирские ягоды – клюкву, бруснику, чернику и прочее.
- Не припомню, чтобы в других росписях встречался такой «набор».
- Да, такого нет нигде. Но мы продолжаем пополнять каталог. Надо придумать технику рисунка и цветопередачи для жарков, лилий, саранок, грибов, добавить наших животных, найти варианты различных комбинаций.
- Елена Николаевна, а с какого момента илимскую роспись стали отличать?
- Лет 15 назад я выставила свои работы в интернете, меня спросили, а что это за роспись такая? То есть ее стали различать. А мы продолжали работать, присоединились уже мои ученицы Наталья Зинченко и Елена Волк. Примерно пять лет назад этнограф, народный мастер Иркутской области Лидия Мельникова предложила написать статью про роспись, которая существует в Усть-Илимске. Она первой произнесла слова «илимская роспись».
- Роспись стала узнаваемой, значит, и школа сложилась.
- Есть ученики, которые стали соратниками и у которых есть уже свои ученики. Но мы, честно сказать, смущаемся, потому что понимаем, насколько это большое дело и сколько еще предстоит. Вот издали учебное пособие, чтобы наши дети могли по нему учиться.
- Пособие – это ведь четкое руководство.
- Это описание основ, базис. Но в творчестве все индивидуально, и каждый мастер привнесет свое.
- А второй том будете делать, список «героев» для куртинок пополните?
- Планируем. Надо придумать и описать птицу, бабочек, таежные орхидеи, колокольчики и прочее. В списке есть, конечно же, жарок. Цветок очень сложный. Вроде бы всё понятно, а попробуй напиши его. Мы сейчас с ним работаем. Когда почувствуем, что сложились технические приёмы, цветовое решение, что получился элемент – запустим «в производство».
- Насколько я знаю, илимская роспись претендует на звание нематериального наследия Иркутской области.
- Да, сотрудники Иркутского дома народного творчества оформили необходимые документы для внесения росписи в реестр нематериального наследия Иркутской области. Может, она в него войдет.
Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина
Актуально
Романсы в исполнении солистов хора «Благовест», музыка Александры Пахмутовой и концерт Алмаса Багратиони. Планируем досуг с 8 по 14 ноября
ПодробнееКак сообщил первый заместитель мэра города Евгений Тэрыца, на совместном с представителями здравоохранения совещании констатировали, что коллективный иммунитет против этого инфекционного заболевания в Усть-Илимске еще не сформирован.
ПодробнееНа областном слете школьных лесничеств они заняли весь пьедестал почета.
ПодробнееСамое читаемое
Обсуждаемое в категории
Реферальная программа Группы «Илим» по трудоустройству.
Вознаграждение за привлечение нового сотрудника – 15 000 рублей.
Кого можно рекомендовать:
-члены семьи,
- друзья,
- коллеги с предыдущих мест работы,
- знакомые, не трудоустроенные на предприятиях АО «Группа «ИЛИМ»,
- бывшие сотрудники, не работающие в компании последние 12 месяцев.
Что нужно сделать для участия в программе:
- заполнить заявку на участие,
- передать заявку в отдел по найму, обучению и развитию персонала лично или по электронной почте.
При возникновении вопросов обращайтесь:
- Светлана Мельникова - svetlana.melnikova@usk.ilimgroup.ru, тел. 92102, 89246042844
- Людмила Шинкаренко - lyudmila.shinkarenko@usk.ilimgroup.ru, тел. 91116