Недавно в нижнюю палату Государственной Думы группа депутатов во главе с Ярославом Ниловым внесла законопроект об отмене обязательного ЕГЭ для школьников с 1 января 2025 года. Парламентарии предлагают дать экзаменуемым право выбора между ГИА в форме ЕГЭ или выпускных экзаменов, а также в иных формах.
На вопросы о том, какие есть плюсы и минусы у Единого государственного экзамена и что они думают по поводу отмены ЕГЭ, мы попросили ответить педагогов, родителей и самих выпускников.
Педагоги
Мусса Батербиев, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук:
– ЕГЭ само по себе – положительное явление. Выпускник у себя дома, в своем городе, показывает уровень своих знаний и получает соответствующий документ. Свой результат он посылает в несколько вузов, где хотел бы учиться, тем самым участвуя в заочном конкурсе. Через определенное время он получает извещение о зачислении или не зачислении. Боюсь, что на этом «прелести» ЕГЭ заканчиваются.
Что мне не нравится в отношении обязательных ЕГЭ? Во-первых, ребенок ходил в школу 11 лет кряду. Он научился читать, писать, получил определенные сведения по всем общеобразовательным предметам. В любом случае он должен получить об этом соответствующий документ. Но преодоление «порогов» ЕГЭ не позволяет этого делать.
Во-вторых, с какой стати чиновники от образования думают, что выпускник, не справившийся с заданиями ЕГЭ после окончания обучения, через год, да еще вне школы, ликвидирует пробелы в знаниях и успешно преодолеет пороги экзамена?
В-третьих, многим выпускникам сертификаты, полученные в результате ЕГЭ, никогда не понадобятся. Известно, что в разные годы в вузы поступает от 20 % до 70 % выпускников школы. То есть как минимум половине выпускников баллы ЕГЭ просто не нужны. А вот документ о том, что он прослушал курс общеобразовательных предметов, изучаемых в средней школе, ему необходим.
В-четвертых, организация ЕГЭ напоминает полицейскую операцию. К выпускникам, которые и так находятся в стрессовой ситуации, применяют меры, с которыми дети никогда не сталкивались (стационарные или ручные металлодетекторы, отъем гаджетов, дежурство в туалетах и пр.). Вряд ли после всех этих «экзекуций» ребенок останется сосредоточенным и успешно ответит на экзаменационные вопросы. Поэтому считаю право выбора и для выпускников, и для родителей благом.
Ну а экстремальные случаи, связанные с жизнью и здоровьем детей, могут возникнуть при любой форме сдачи экзаменов. К сожалению, суицидальные мысли могут возникнуть у детей в куда более безобидных ситуациях…
Чтобы этого не происходило, школа должна тщательно отбирать используемые педагогические технологии, чтобы предоставить детям максимальные возможности для получения качественного образования. Очень важно не превращать экзамены в страшилище, а внушать детям уверенность в свои силы и целенаправленно готовить их к успешному преодолению первого важного испытания в жизни.
Вопрос еще в том, что одно дело – принять решение об отмене обязательных ЕГЭ, а другое – найти достойную альтернативу. И еще важнее то, что министерству просвещения надо разработать четкий сценарий проведения процедуры государственной оценки качества знаний выпускников и предусмотреть все нюансы, связанные с соблюдением прав и свобод выпускников.
Любовь и Владимир Москалевы, отличники народного образования, ветераны педагогического труда:
– Мы ушли на пенсию до введения ЕГЭ, но, беседуя с коллегами и наблюдая за учебой внуков, согласны с отрицательными моментами ЕГЭ. Об этом говорит уход ребят в средние учебные заведения, нежелание учиться в 10-11-х классах из-за боязни не сдать ЕГЭ. В этих классах просто идет работа с тестами, не развивается речь. Об этом пишут преподаватели вузов. Все это перетягивает те небольшие плюсы, которыми прикрываются чиновники, перенявшие эту систему у американцев.
Валентина Горяйнова, почетный работник народного образования, ветеран педагогического труда:
– Считаю, что ЕГЭ может быть одной из форм проведения экзамена, но не единой.
Плюсы вижу в следующем: выбор предметов заранее, есть возможность подготовиться; независимая объективная оценка не одним человеком; экзамен сдается один раз (школа –поступление в вуз); результаты ЕГЭ действительны 4 года.
Минусы: натаскивание; теряется способность логически мыслить, анализировать; личность ребенка не учитывается; присутствует эффект угадывания ответа; трата семейного бюджета на репетиторов; стресс, как от любого экзамена, некорректность тестов.
Татьяна Рыкова, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 28 лет:
– Так как сегодня непонятна альтернатива ЕГЭ, пока я за ЕГЭ, который подразумевает выполнение 26 тестовых заданий и написание сочинения. Однако считаю, что написание выпускниками диктанта (вместо тестовых заданий) и сочинения даст возможность более объективно оценивать результат обучения. Диктант проверит орфографическую грамотность учащегося, умение применять правила, а сочинение проверит развитие речи, насколько умеет человек правильно формулировать свои мысли. Для меня, как работающего учителя, это была бы самая приемлемая форма в формате ЕГЭ.
Родители
Галина Агафонова:
– Со старшей дочерью проходили ЕГЭ, натерпелись стресса всей семьей. Я, конечно за то, чтобы для детей школа была авторитетом, но только не через страх и такие нервы. Когда проходили экзамены, у дочери были срывы, панические атаки после того, как жути нагнали с камерами и досмотрами. Зачем такая строгость, ведь это всего лишь экзамены. Скоро младшему сыну это предстоит пережить, надеюсь, экзамены будут проходить гораздо проще.
Анна Рожанская:
– Плюсы ЕГЭ – это отсутствие экзаменов в самих вузах, но опять же, насколько знаю, не везде так. Ряд вузов и свои, дополнительные экзамены устраивает.
Минусы – школьники сосредоточиваются только на предметах для сдачи ЕГЭ. Остальное провисает, и как следствие – узкие познания в определенных сферах. Считаю, что школа должна дать максимум общих знаний, а потом уже человек пусть сосредоточивается на биологии, физике и т.д.
Жалко детей, которые шли на золотую медаль, выигрывали олимпиады, а на ЕГЭ не набрали 100 баллов и в итоге остались ни с чем, т.к. запросы на вуз были высокие. Видела немало печальных примеров, поэтому мы с дочерью выбрали такой путь – максимум знаний, минимум испорченных нервов и разочарований. Поступили, куда хотели, без лишних амбиций. Советская система экзаменов мне нравилась больше.
Наталья Филиппова:
– Сама по себе отмена ЕГЭ ничего не даст, нужно менять образовательный процесс, который сейчас, к сожалению, выстроен на натаскивание на ЕГЭ. С учителями совсем беда, огромная нехватка преподавателей, качество образования оставляет желать лучшего, так как пытаются «заткнуть дыры» имеющимися кадрами.
Дети
Анастасия, студентка-выпускница вуза:
– ЕГЭ – это всегда лотерея, будь ты отличник или двоечник, на экзамене может произойти неожиданный поворот. Уже 5 лет, как я окончила школу, но до сих пор остался неприятный осадок от ЕГЭ. Ладно, если бы были адекватные задания, а не с подводными камнями, которые даже взрослые не могут решить.
Если бы сейчас мне представился выбор: сдать экзамен в 11-м классе или же пересдать все дисциплины в университете, конечно, выбрала бы второе. Нервы, бессонные ночи, постоянные истерики, успокоительные – это все было со мной 5 лет назад.
При поступлении в вуз, в независимости от баллов, всегда в приоритете те, кто поступает после колледжа, льготники и потом уже – измученные школьники. В любом случае, кто хочет учиться, тот будет, а кто нет – тех на отчисление, а не жалеть и не тянуть их.
Софья, ученица 11-го класса:
– Единственный плюс в ЕГЭ я вижу в том, что ты сразу понимаешь, сколько баллов тебе нужно набрать для того, чтобы поступить в тот вуз, в который ты хочешь.
Минусов гораздо больше. Во-первых, нужна усердная подготовка, так как варианты на самом экзамене делятся на два типа: есть вариант легкий и есть сложный, и какой попадется – зависит от удачи. Все зависит от того, сколько баллов ты наберешь, а это, конечно, стресс. Во-вторых, нервы уже на исходе, так как от этого зависит твое будущее. Но не все дети в 17-18 лет знают, чего хотят и чем хотят заниматься в жизни. Стоило бы сделать альтернативу ЕГЭ – обычный экзамен, от которого не зависит твое будущее, но который определяет оценки в твоем аттестате.
От автора:
Если предложенный депутатами законопроект одобрят, то предусмотренные им поправки вступят в силу с 1 января 2025 года. Ожидается, что такое решение в перспективе предоставит стране большее количество высококвалифицированных специалистов, что особенно важно «в условиях дефицита образованных специалистов среднего звена и нехватки рабочих рук».
Наталья Кравченко | Использована информация с сайта garant.ru/news/1688862/ | Фото из открытых источников
Актуально
3 октября стартовал традиционный кубок «Илима» по баскетболу.
ПодробнееРечь идет о выявлении припаркованных автомобилей на газонах и тротуарах, а также проверят своевременность вывоза крупногабаритных отходов с мест сбора.
ПодробнееНакануне в дежурную часть Межмуниципального отдела МВД России «Усть-Илимский» обратился местный житель, рассказав, что медведь повредил ограждение его дачного участка, который находится в городской черте, и съел с дерева яблоки.
ПодробнееСамое читаемое
В страшном сне не приснилось бы такое: едва мы расположились на краешке скошенного поля, вдруг, откуда ни возьмись, на нас налетел разъяренный мужчина и обрушил шквал негодования: «Это моя земля! Убирайтесь немедленно!» Мы не верили своим глазам и ушам и не понимали, в чем виноваты.
ПодробнееНа днях жители отметили 34-й день рождения 10-го микрорайона. Он берет свое начало со сдачи в эксплуатацию первого дома по улице Карла Маркса, 61. Это было в декабре 1990 года.
ПодробнееКак сообщили в официальном Телеграм-канале ГУ МВД России по Иркутской области, в Усть-Илимске полицейские зафиксировали два факта выхода хищников к людям.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Речь идет о выявлении припаркованных автомобилей на газонах и тротуарах, а также проверят своевременность вывоза крупногабаритных отходов с мест сбора.
ПодробнееНакануне в дежурную часть Межмуниципального отдела МВД России «Усть-Илимский» обратился местный житель, рассказав, что медведь повредил ограждение его дачного участка, который находится в городской черте, и съел с дерева яблоки.
ПодробнееОн отметил, что с наступлением учебного года жители города стали чаще стали жаловаться на переполненный транспорт и долгое ожидание автобусов на остановках.
ПодробнееРеферальная программа Группы «Илим» по трудоустройству.
Вознаграждение за привлечение нового сотрудника – 15 000 рублей.
Кого можно рекомендовать:
-члены семьи,
- друзья,
- коллеги с предыдущих мест работы,
- знакомые, не трудоустроенные на предприятиях АО «Группа «ИЛИМ»,
- бывшие сотрудники, не работающие в компании последние 12 месяцев.
Что нужно сделать для участия в программе:
- заполнить заявку на участие,
- передать заявку в отдел по найму, обучению и развитию персонала лично или по электронной почте.
При возникновении вопросов обращайтесь:
- Светлана Мельникова - svetlana.melnikova@usk.ilimgroup.ru, тел. 92102, 89246042844
- Людмила Шинкаренко - lyudmila.shinkarenko@usk.ilimgroup.ru, тел. 91116