Учить с нуля других помогает личный опыт
15:24 2023.06.01 (обновлено: 15:26 2023.06.01)

В обучении профессии других наставник Владимир Игушев, старший содовщик цеха содорегенерационных котлов филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске, руководствуется личным опытом. Вспоминает, как 15 лет назад сам пришел учеником в цех СРК и как лично ему было непросто постигать азы новой для себя профессии.

- В филиал я устроился 2008 году, - рассказывает Владимир Игушев. – До этого окончил вуз по специальности «экономика» и год отработал менеджером по продажам на лесоперерабатывающем предприятии. Но там начали задерживать зарплату, а потом предприятие и вовсе закрылось. Пришлось искать другую работу, причем такую, где платят зарплату вовремя. Вот и нашел.

Осваивать новую и совсем негуманитарную специальность было тяжело. Владимир Леонидович вспоминает свои первые впечатления от цеха – очень шумно и не очень светло, даже как-то страшновато было. Но надо было работать, поэтому, собрав волю в кулак, Владимир Игушев решил учиться.

- У меня ведь гуманитарное образование, а здесь и энергетика, и технология, попробуй в схеме разберись, - рассказывает он. - Я помню, как учил схемы и мне было очень сложно понять, как, что и куда движется, что такое клапан, что такое задвижка, что такое расходомер... В этом и была сложность. Сейчас этот опыт помогает мне обучать тех, кто так же, как и я, пришел с нуля.

Насколько было сложно погружаться в новую для себя отрасль, настолько и интересно. Заинтересованность, считает наставник Игушев – главное условие для того, чтобы из ученика получился работник.

- Мне стал интересен процесс содорегенерации, стало любопытно, как это работает и почему, - говорит он. – Я задался вопросом: сколько человек должны были думать, чтобы придумать такой процесс? Ведь представьте: котел выше девятиэтажного здания, и в нем очень много схем. Все эти схемы имеют определенные задачи. Как это все собрали в одну кучу таким образом, чтобы работало? И ладно бы еще только оборудование, которым все обвешано - механизмы, клапаны, дымососы... А внутри котла ведь тоже происходят процессы! Там идет горение, в результате которого происходит очень много реакций, и все эти реакции направлены на то, чтобы вышел продукт с определенными параметрами. Если этот процесс не понимать – то удержаться на месте не получится.

Как наставнику заинтересовать ученика? Выдавать информацию порционно, потому что вал новых знаний о содорегенерации будет скорее вреден, чем полезен, – слишком сложные процессы. Но если искра интереса к профессии есть уже на этом этапе, толк будет.

- С таким человеком работаешь активно, чтобы он не только функционал содовщика знал и выполнял, а понимал весь цикл, чтобы осознавал, почему машинист, старший содовщик отдает ему те или иные команды, чтобы мог сам эти команды предвидеть, - говорит наставник Игушев. - Эти знания помогают потом, при повышении разряда. Ведь ученики, у которых есть искра интереса еще на нулевом уровне, как правило, растут по карьерной лестнице, становясь машинистами и звеньевыми – теми, кто управляет процессами.

А что делать, если особого интереса у ученика нет? Значит, надо научить его выполнять свои обязанности на закрепленном за ним рабочем месте на все сто процентов – надежно, ответственно, как говорится, от и до. Это, считает Владимир Леонидович, тоже хороший вариант.

- Самое главное для содовщика – быть ответственным, - говорит он. - От безответственности все проблемы и возникают. Технологический процесс у нас непрерывный, и если кто-то в своей зоне не будет своевременно выполнять какие-то операции, процесс начнет нарушаться.

Научить ответственности невозможно, а вот воспитать – да, можно. Спрашиваю Владимира Игушева, хороший ли он учитель? Отвечает, что особыми педагогическими талантами, по его мнению, он не обладает.

- Наставник должен быть учителем, - говорит он. – Должен уметь грамотно объяснить. Я стараюсь, конечно, экзамены мои ученики обычно сдают нормально, мы с ними готовимся вместе. Ну а как не стараться? Они ведь могут потом прийти в мою смену. А в своих коллегах я хочу быть уверенным, хочу хорошо знать их и то, что они хорошо сделают свою работу.

 

Наталья Фирсова | Фото автора

Актуально

Тропа, геоглиф и любимый жираф

На летних каникулах ребята из школьного лесничества «Лесовик» экспериментального лицея им. М.М. Батербиева не только отдыхали, но и работали.

Подробнее
26 сентября на стадионе школы №11 прошел осенний фестиваль ГТО

Его организаторы – специалисты дирекции спортивных сооружений и управления физкультуры, спорта и молодежной политики администрации Усть-Илимска.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Тропа, геоглиф и любимый жираф

На летних каникулах ребята из школьного лесничества «Лесовик» экспериментального лицея им. М.М. Батербиева не только отдыхали, но и работали.

Подробнее
Педагоги из Усть-Илимска примут участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования»

Конкурс нацелен на повышение социального статуса учителя, содействие профессиональному и карьерному развитию педагогов.

Подробнее
Капитальные ремонты в школах №5 и №2, а также в детском саду №22 идут в плановом режиме

Как сообщила на городской планерке председатель комитета образования администрации города Олеся Кузнецова, в прошедшие выходные в школе №5 смонтировали новые батареи, отопление подано. Начать учебный процесс в школе планируют не позже 2 октября. Что касается школы №2, то там работы тоже идут по графику.

Подробнее