Машинист рубительной машины древесно-подготовительного цеха №3 филиала в Усть-Илимске Анастасия Вдовина вспоминает: когда ей впервые предложили попробовать себя в качестве наставника, очень волновалась – справится ли?
– Все ученики – разные, у каждого свой характер, к каждому надо найти подход, – говорит она.
Помогли курсы наставников, которые Анастасия Викторовна прошла в Учебном центре усть-илимского филиала. На них рассказали, как знакомиться с человеком, как общаться в первые дни, дали подробный план обучения технологии.
– Обычно двух смен хватает, чтобы понять, станет ли человек здесь работать, - говорит наставник. - И когда вижу, что ученик перспективен, начинаю глубоко погружать его в профессию. Теорией занимаемся в операторской во время технических перерывов: изучаем технологию, оборудование, какую необходимо вести документацию – в общем все, что требуется по профессии «машинист рубительной машины». А потом вместе готовимся к экзаменам. Ну а практика – в цехе: корьевой тракт, корорубка, прессы и так далее.
Ученики действительно разные. Те, кто уже имеет опыт работы на производстве, – спокойные, уверенные в себе, немногословные. А вот у только окончивших школу глаза горят – им все интересно. Дотошные – все спрашивают, всем интересуются и очень ответственные.

– Еще у учеников глаз не замылен, – рассказывает Анастасия Викторовна. – Молодежь все замечает, иной раз и подсказывают, предлагают что-то. Например, у нас дорабатывали конструкцию шибера на ленточном конвейере, так один ученик даже чертежи приносил – предлагал свои идеи. Кстати, кое-что из его мыслей пригодилось.
В профессии «машинист рубительной машины» есть «пункты», которым ученика надо обязательно научить и потом не раз проконтролировать: технологическая схема, оборудование, методы аварийных остановов. Безопасность – главное.
– У нас много движущихся устройств, надо быть очень внимательным, – поясняет моя собеседница. – Поэтому в первую очередь рассказываем, как сберечь свою жизнь и жизнь коллег.
Анастасия Викторовна считает, что хороший наставник, кроме «пунктов» по программе обучения, должен поделиться со своим подопечным нюансами, тонкостями профессии. Ждать, пока ученик сам до них «дойдет», не стоит хотя бы потому, что потом придется с ним в смену выходить или смену у него принимать.
– И вообще, наставник должен быть щедрым, учить качественно, – говорит она.
Интересуюсь, как наставник готовит ученика к экзаменам – неужели билеты вместе разбираете? Оказывается, бывает и так. Во-первых, повторение – мать учения не только для ученика, но и для учителя. Анастасия Викторовна считает, что наставнику лишний раз посмотреть экзаменационные вопросы тоже полезно. Во-вторых, для наставника сосем не престижно, если его ученик получит «тройку». Правда, соглашается она со мной, экзамен – лотерея.

– Бывает, сдал человек на «хорошо» или «отлично», а ты знаешь, что билеты-то он выучил, а вот в цехе так высоко себя не проявлял, слабоват пока. А бывает, что человек стеснительный, теряется, поэтому отвечать комиссии ему сложно, и он что-то неправильно сформулирует и получит «тройку». А ты знаешь, что работник он – хороший, соображает.
Один из последних учеников наставника Вдовиной – Вадим Горбунов. Он – из тех, кому можно доверять. Таких и учить приятно, и работать с ними надежно. Вадим, кстати, сейчас постигает профессию наладчика деревообрабатывающего оборудования – это следующая ступень в переработке древесины.
Учить других Анастасии Вдовиной нравится. Но, оказывается, наставник Вдовина сейчас и сама ученица - оканчивает Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг по специальности «технология комплексной переработки древесины». В июне будет защищать дипломную работу по теме «Технологический процесс подготовки и переработки древесного сырья в ДПЦ». Спрашиваю, зачем ей техникум, ведь уже есть «корочки» машиниста рубительной машины, оператора механизированных складов и наладчика деревообрабатывающего оборудования.
– У технолога знаний больше. А после учебы хотелось бы перейти на пульт – в пару с Татьяной Андреевой, моим первым наставником, мы до сих пор дружим, – ответила Анастасия Викторовна.

Оксана Донченко, руководитель отдела по обучению и развитию персонала регионального кадрового центра в Усть-Илимске:
– Наставника можно сравнить с первым учителем в школе: как первый учитель погружает ребенка в новый для него мир, так и наставник погружает будущего специалиста, зачастую имеющего только аттестат зрелости, в мир большого производства. От наставника, от его личности во многом зависит, какой будет дальнейшая профессиональная судьба его ученика. Поэтому переоценить роль наставника в процессе подготовки персонала сложно, особенно в таких удаленных городах, как Усть-Илимск, где рынок труда ограничен и нет специализированных учебных заведений.
У нас становление наставничества как системы обучения сотрудников началось с первых дней работы Усть-Илимского ЛПК – тогда наставники готовили строителей и машинистов лесозаготовительной техники. В разные годы тех, кто обучает персонал, называли по-разному: преподаватель, мастер производственного обучения, наставник, но суть их деятельности до сих пор остается неизменной. Сейчас в подготовке персонала для усть-илимских предприятий Группы «Илим» задействовано более 300 наставников. Они участвуют как в процессе обучения профессии с нуля, так и в повышении квалификации и стажировках наших сотрудников, в прохождении производственных практик студентов колледжей и техникумов.
Безусловно, колоссальную роль наставники сыграли при подготовке кадров для целлюлозно-картонного комбината, в том числе по профессиям, которых на действующем производстве нет: сушильщик КДМ, машинист КДМ. Основы давались здесь, в Усть-Илимске, на действующем производстве, и только потом мы отправляли учеников на обучение и стажировки в филиалы в Братске и Коряжме.
Все наши наставники – настоящие профессионалы, люди с большим опытом работы и высокими личностными качествами. Они действительно любят и хотят учить, среди их учеников практически не бывает троечников. Ценим это.
Наталья Фирсова | Фото Антона Анчутина
Актуально
С 1 мая в Усть-Илимске начинают курсировать дачные автобусные маршруты № 6 «Энгельса – Дачи «Фиалка» (проезд – 31 руб.), № 17 «Энгельса – Дачи «Коммунальник» (85 руб.) и № 18 «Комсомольская площадь – Дачи «Коммунальник» (43 руб.). Расписание – по ссылке clck.ru/3Lk2u3.
ПодробнееВ Усть-Илимске 30 апреля состоится традиционный общегородской субботник. «Генеральная уборка» начнется в 10:00. В мероприятии примут участие сотрудники администрации города, муниципальных учреждений, а также ряд организаций и предприятий.
ПодробнееПроцесс ввода в эксплуатацию турбогенератора № 6 на теплоэлектростанции филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске выходит на финишную прямую.
ПодробнееСамое читаемое
Семь квартир предоставили сотрудникам филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске по программе удержания квалифицированных специалистов.
Подробнее34 автобуса Группы «Илим», доставляющие сотрудников компании на работу и обратно, украсили официальными логотипами 80-летия Дня Победы. На дороги Усть-Илимска транспорт вышел 22 апреля.
Подробнее24 апреля в Усть-Илимске стартовала первая из трех фотовыставок «Кадры времени», посвященная 45-летию УИ ЛПК. Более 300 уникальных снимков, собранных для юбилейной книги «Нам с тобой повезло, Усть-Илимск», теперь доступны всем в формате фотосушки.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Процесс ввода в эксплуатацию турбогенератора № 6 на теплоэлектростанции филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске выходит на финишную прямую.
ПодробнееВ Усть-Илимске завершился городской профориентационный конкурс для школьников по направлению «Транспортная отрасль».
Подробнее24 апреля в Усть-Илимске стартовала первая из трех фотовыставок «Кадры времени», посвященная 45-летию УИ ЛПК. Более 300 уникальных снимков, собранных для юбилейной книги «Нам с тобой повезло, Усть-Илимск», теперь доступны всем в формате фотосушки.
Подробнее