При выборе профессии для Дениса Мешкова, старшего сменного выпарщика щелоков ВВУ-3 филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске, главным было, чтобы профессия была по душе - интересная, масштабная и в постоянном движении.
Сразу найти такую получается не у всех. Вот и у Дениса Мешкова не получилось. Окончив школу в Усть-Илимске, он решил выучиться на зубного техника. После Братского медицинского колледжа по распределению уехал работать по специальности в Кодинск, но продержался только год.
– Работа хоть и получалась, но морально давалась тяжело, – рассказывает он. – Никакого движения: сел за стол – кругом, извините, зубы, а рядом – никого живого, только в окно можно посмотреть. И двенадцать часов эти зубы делаешь-делаешь, домой приходишь, чтобы поспать, и на следующий день опять - стол, зубы, окно... Не мое это.
В 2013 году Денис вернулся в Усть-Илимск и решил устроиться завальцовщиком в цех ректификации таллового масла и очистки скипидара городского филиала, где работал его брат. Через год перешел аппаратчиком там же. Начинал с нуля, дошел до четвертого разряда, но снова понял, что и эта работа – не его.
- Масштабы маловаты, - улыбаясь, говорит Денис Мешков. - Цех очень маленький, всего пять баков и десять насосов. Решил пойти выпарщиком в цех выпаривания щелоков. Он по сравнению с ЦРТМиОС огромный! И вот я уже восемь лет на выпарке, наконец-то понравилась работа.
Путь на выпарку
Чтобы освоить профессию, снова пришлось учиться – уже в третий раз. Учился без отрыва от производства – после смены в ЦРТМиОС шел в выпарной цех, и так – два месяца. Говорит, надо было зарабатывать, чтобы семью кормить, платить ипотеку. Было тяжело, но Денис ни о чем не жалеет.
- Наставником была Людмила Григорьевна Чичилимова, - рассказывает старший сменный выпарщик. - Она дала мне основу, направила, научила технически мыслить. Спасибо ей.
То, что Денис Мешков нашел таки работу по душе, понимаешь сразу, как только он начинает рассказывать про свою выпарку: слабый, белый, черный щелок, баки, концентраторы, пар, турбины, электроэнергия, целлюлоза, снова щелок - просто песня!
- Это очень интересно, - не скрывает он восторга. – То, что я на разных производствах успел поработать, помогло понять, как все завязано в этот круговорот, как завод сам на себя работает. Пар, электричество, восстановление щелоков – какая грандиозная экономия! Ну и выработка целлюлозы большая. Поражает, какие умные ребята это все придумали и построили! Какие масштабы, объемы! Видели, в цех в час поступает 1200 бочек объемом 1000 литров? И весь этот щелок надо переработать! И это не стол-зубы-окно, это - масштабы! Опять же с людьми общаешься: слесари, подрядчики, начальники... Очень интересно! Сейчас, на новом заводе, будет еще интереснее.
И снова учиться!
Новый завод – это целлюлозно-картонный комбинат. Денис признается, что, когда впервые услышал о его строительстве, очень сомневался...
- Думал, ну, один завод уже есть, а еще и второй, и такие объемы, и такие деньги, - рассказывает он. – Но когда приехал губернатор и директора компании, когда они заложили первую сваю, убедился, что начало положено.
Увидев объявление о наборе на ЦКК, Денис написал заявление о переводе. Причина перевода та же: желание узнать что-то новое. Пока ВВУ-3 строился, работал в действующем цехе и параллельно учился, уже в четвертый раз.
- Мы с коллегами учились на симуляторе, - говорит он. - Для кого-то это ново, а я воспринимаю, как компьютерную игру, где один неверный ход, одно неверное нажатие клавиши – и все! Мы все эти программы, схемы выучили, сейчас гораздо проще.
На третьей выпарке встретились два коллектива: люди без опыта, которых учили три года, и специалисты со старого производства: кроме Дениса Мешкова это Максим Курмель и Татьяна Размахнина, тоже старшие выпарщики. Уже два месяца они трудятся в новом цехе, активно участвуют в его пусконаладке.

- Готовимся, - рассказывает Денис Мешков, - конечно, не бывает, чтобы все без нареканий сразу заработало. Понятно, что подрядчики старались, старались проверяющие, но нельзя исключать человеческий фактор. Бывает, то прокладка, то фланец где-то не в порядке. Мы это исправляем. И так, труба за трубой, узел за узлом проверяем все. Думаю, еще чуть-чуть – и будем принимать пар, а принятый пар – это уже 90% успеха. Морально готовы к тому, что придется и побегать, и задержаться.
Почувствуй разницу…
О ВВУ-3 Денис говорит с не меньшим воодушевлением, чем о своем предыдущем месте работы. И хотя основа технологии выпаривания щелоков здесь не изменилась, все же есть нюансы, которые дают все основания для изумления и даже восхищения химиками-технологами, это придумавшими.
- Сам цех – в два раза меньше, а объем выпускаемого продукта – практически такой же, как у действующего, - рассказывает он. – Благодаря современным технологиям, современному оборудованию новая выпарка будет выдавать лучшее качество, главный показатель – процент а.с.в. в щелоке, то есть абсолютно сухих веществ, будет выше. Из нового оборудования очень впечатляет стриппинг-колонна для очистки конденсата, в действующем цехе такой нет, там конденсат очищают другим способом.
Денис Мешков ни разу не пожалел, что перешел на ЦКК, хотя о своем прежнем месте работы и о коллективе говорит очень тепло. Но ради «движухи» он даже пошел за высшим образованием и окончил Братский государственный университет по специальности «Энергетика». Учился на платной основе. Вспоминает, как получил отпускные и почти все отдал за первый год обучения.
- Как жить? – вспоминает он то время. - Тогда начальником цеха был Владимир Федорович Иванков, я пришел к нему, рассказал. Он помог, отправил нужные документы, и предприятие оплатило мое обучение, за что всем спасибо большое. Теперь буду отдавать долг – работать, но я вообще-то никуда и не собирался.
У Дениса общий стаж работы в «Илиме» - десять лет, восемь из них он - выпарщик щелоков, то есть на «вредной» работе. Еще два года, и Денис заработает положенные 10 лет стажа для права выхода на пенсию в 45 лет. И, оказывается, этот факт был решающим при выборе между сушильным и выпарным цехами.
- Я знаю, что такие цеха и опасные, и вредные, - говорит он. – Но здесь главное – вести себя безопасно. Это во-первых. Во-вторых, кто-то говорит, мол, запах неприятный. С чем работаем - тем и пахнет, мы же не розовое масло здесь выпариваем (смеется. – авт.). И вообще, какая работа не вредная? Мама моя, например, была продавцом в супермаркете – разве это не вредная работа? Не менее вредная, чем у моих коллег-женщин, а зарплата маленькая, и на пенсию очень поздно выходить.
В конце разговора спрашиваю Дениса, о чем он мечтает? Отвечает, что очень хочет поскорей запустить станцию, поскорей пройтись по работающему цеху.
- Идешь и чувствуешь, как все работает, «пыхтит», выпаривает, как все налажено, - сказал он.
Наталья ФИРСОВА | Фото Антона АНЧУТИНА
Актуально
С 16 по 20 марта в Челябинске проходил Чемпионат России по спорту слепых в дисциплине пауэрлифтинг.
ПодробнееУсть-илимские школьники, став участниками профориентационной командной игры «С чистого листа», узнали всё о том, кто и как делает бумагу в Группе «Илим».
ПодробнееА в мае начнут благоустраивать двор дома №2 по ул. Молодежной.
ПодробнееСамое читаемое
В дирекции по строительству филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе подвели итоги работы в 2022 году и рассказали о планах на год текущий.
Подробнее21 марта на древесно-подготовительном производстве №4 филиала Группы «Илим» Усть-Илимске провели тестовый запуск второго потока. На приемный стол хвойной линии рубки было подано около 200 кубометров древесины – сосны и елки.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
21 марта на древесно-подготовительном производстве №4 филиала Группы «Илим» Усть-Илимске провели тестовый запуск второго потока. На приемный стол хвойной линии рубки было подано около 200 кубометров древесины – сосны и елки.
ПодробнееВ дирекции по строительству филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе подвели итоги работы в 2022 году и рассказали о планах на год текущий.
Подробнее