Трамвайный вопрос в Усть-Илимске: «Автобусы не предлагать!»
14:45 2023.02.15 (обновлено: 14:55 2023.02.15)

Как и предполагалось, тема трамвайных перевозок в Усть-Илимске, о которой мы рассказывали в материале «Получится ли стать реалистами?», получила свое продолжение. Теперь в ситуации разбирались не только администрация города, собственник трамвая и члены инициативной группы. Вникнуть в нее были вынуждены Следственный комитет РФ и профильное министерство областного правительства.

Для этого в прошедшую пятницу в Усть-Илимск прибыли заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области полковник юстиции Сергей Базаров и заместитель министра транспорта Иркутской области Ольга Золотарева. Они провели рабочую встречу с представителями инициативной группы, администрации города и собственника трамвая – филиала «Финтранс-ГЛ» в Усть-Илимске. Цель – услышать доводы всех сторон, разобраться в вопросе, найти пути выхода из создавшейся ситуации.

О причинах отказа от трамвайных перевозок сотрудников к месту работы рассказал директор по правовой поддержке филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске Алексей Лебедев. Руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Сергей Базаров поинтересовался, уведомляла ли компания о закрытии трамвайных перевозок администрацию муниципалитета и каковы были затраты на содержание трамвая?

– О намерении прекратить трамвайные перевозки филиал «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске уведомил администрацию города в 2021 году. Что касается затрат, то за 2022 год на содержание трамвайной инфраструктуры было потрачено около 188 миллионов рублей, – ответил Алексей Лебедев.  

– Скажите, если, условно, трамвайное депо со всеми путями, вагонами и прочим перейдет на баланс города, то город тоже будет вынужден нести затраты не меньше 188 миллионов? – продолжал спрашивать Сергей Базаров. 

Алексей Лебедев ответил, что город будет вынужден тратить еще больше, так как инфраструктура устарела и требует реконструкции, по аналогии с автомобилем – чем машина старше, тем больше денег на её содержание приходится выделять из семейного бюджета. На вопрос о количестве пассажиров Алексей Лебедев сообщил, что в сутки трамвай перевозил 600-700 сотрудников Группы «Илим». Пользовались им и сотрудники подрядных организаций – они покупали проездные билеты в автокассе. В среднем в сутки это еще 13 человек. Были ли среди них обычные устьилимцы, едущие на дачу или просто по городу, сказать трудно, поскольку кондукторов в трамваях не было, соответственно, такого учета не проводилось.

С правовой точки зрения вопросов к «Илиму» у меня нет. В основном претензии и вопросы возникают к администрации города, обратился к представителям мэрии Сергей Базаров.

Вопросы заместителя руководителя следственного управления по Иркутской области к мэрии были следующие: проводились ли расчеты, сколько человек из числа жителей кооперативов «Кедр», «Труд» и поселка Лесной пользуется трамваем? Разъясняла ли общественности городская власть, что вместо трамваев будет запущен автобус? Налажен ли диалог?

Мэр города Анна Щекина рассказала, что действительно в 2021 году администрацию уведомляли о намерении закрыть трамвайное движение, но без точных дат. Недавно было посчитано, сколько людей добирается в эти кооперативы, их оказалось немного, а в ближайшее время по этому маршруту будет запущен автобус. 

– Но у инициативной группы, как я понимаю, вопрос стоит даже не в автобусе, а в сохранении трамвая в принципе. Трамвай на баланс города мы принять не сможем. Бюджет города – глубоко дефицитный, это надо понимать. Мы не найдем 180 миллионов по году на содержание этого трамвая. Нам придется урезать другие статьи расходов, чтобы обеспечить его работу, – сказала Анна Щекина, добавив, что в правительстве области буквально на днях ей подтвердили, что регион не сможет выделять средства на содержание трамвая в Усть-Илимске.  

Цифрами мэра поддержал ее заместитель по экономическому развитию Эдуард Симонов. Он рассказал, что при условии, что на содержание трамвая необходимо в год потратить 188 миллионов и при стоимости проезда в 30 рублей, ежедневно этим видом транспорта должно пользоваться 17 тысяч пассажиров.

– Мы запустим круглогодичный автобусный маршрут. Содержать и субсидировать его нам под силу, – сообщил Эдуард Симонов. 

Заместитель руководителя следственного управления призвал городские власти наладить контакт с населением, чтобы донести свои доводы людей. Однако и активистов он призвал прислушиваться к другой стороне и не действовать по принципу «хочу трамвай во что бы то ни стало, вынь да положь».

Мнение инициативной группы высказала Марина Рябкова. По ее словам, в Усть-Илимске собирают подписи «за» трамвай, а вот автобус как альтернативный маршрут горожанам не нужен.

– Здесь четко написано: «Автобусы не предлагать», – процитировала подписной лист Марина Рябкова.

Почему не предлагать? Потому, что «деградация будет при автобусах, потому что у нас недостаточная транспортная составляющая в городе, у нас плохие дороги, очень плохие. Автомобильный поток в городе, естественно, будет кратно увеличен из-за того, что нет трамвая». На какие деньги восстановить, а по сути заново строить трамвайную инфраструктуру и покупать вагоны? Все просто: надо вступить в федеральную программу развития в России электрического транспорта. В качестве примера городов, где вплотную занимаются восстановлением трамвайной инфраструктуры, Марина Рябкова привела Тверь, Таганрог, Нижний Новгород и Волгоград. То, что в каждом из них населения – больше 1 миллиона человека, вопрос второстепенный.

– Когда мне говорят, что это не выгодно и нерентабельно, я сразу хочу задать вопрос: общественный транспорт, у него основная задача – быть выгодным и рентабельным? Приносить прибыль? Это вопрос к администрации. Или всё-таки основная задача работать на благо людей города? – была категорична Марина Рябкова.

В общем и целом общественники, а их на рабочей встрече было пятеро, обрисовали такую картину: автобусы городу не нужны никак, а нужен трамвай, причем с круговым движением по ул. Карла Маркса и до железнодорожного вокзала. Предлагаемые администрацией автобусные маршруты до «Кедра», «Труда» и п. Лесной – неудобная схема движения, т.к. «трасса скоростная», остановок нет.

Заместитель министра транспорта Иркутской области Ольга Золотарева пыталась возразить, что идея замены трамвая автобусами – не такая уж и скверная. Однако в ответ услышала, что ждать автобусы на остановках приходится по 40 минут, что дети, пока едут в школу, мерзнут и вообще «не надо нам неэкологичный транспорт».

Некоторую ясность попытался внести заместитель мэра города по правовым вопросам Евгений Стариков. Он рассказал, что письмо о том, что в кооперативах «Кедр» и «Труд» на постоянной основе живут люди, нуждающиеся в транспортном сообщении, в администрацию города впервые поступило в октябре-ноябре 2022 года. Информацию о количестве прописанных в этих кооперативах граждан паспортно-визовая служба дать не смогла. В итоге подомовой обход были вынуждены делать участковые уполномоченные. В двух СНТ, где находится более 600 домов, они установили 45 жителей. Трое из них не нуждаются ни в каком передвижении, восемь семей не имеют иного места проживания. Часть не нуждаются в транспортном сообщении вообще, кто-то хотел бы, чтобы либо пару раз в неделю ходил автобус, а кому-то автобус нужен каждый день. Вопрос организации транспортного сообщения с этими кооперативами администрация города прорабатывает с декабря 2022 года.

– Мы отработаем ситуацию в максимально короткий срок. Жители поедут. Ну, а то, что хочется трамвай... Каждому что-то хочется в своей жизни, – сказал Евгений Стариков. 

Члены инициативной группы еще раз спросили, почему бы не восстановить и даже не расширить трамвайную сеть, вступив в федеральную программу?

Заместитель министра транспорта Иркутской области Ольга Золотарева пояснила, что то, что они называют федеральной программой, не программа, а инвестиционный бюджетный кредит для области под 3% годовых. Претендовать на его получение могут только муниципальные предприятия, таковым, например, является Иркутское МУП «Горэлектротранс». Иркутская область хотела получить такой кредит для этого предприятия, но получила отказ.

– Посмотрели все наши расчеты, все налоговые отчисления, экономическую эффективность от использования этого транспортного средства и отказали. Мы не прошли даже ранжирование. Мы подавали Иркутск и Ангарск. Не все так просто, понимаете? Федерация просто так деньги не дает, – сказала Ольга Золотарева. 

– Инициативная группа предъявила администрации Усть-Илимска претензии, что та не предпринимает никаких мер, чтобы попасть в федеральную программу. Это обоснованные претензии или нет? – спросил Ольгу Золотареву заместитель руководителя следственного управления по Иркутской области Сергей Базаров.

Ольга Юрьевна ответила, что говорить на эту тему ещё рано, ведь трамвайная ветка, депо, вагоны находятся в частных руках. Еще она уточнила, что, принимая убыточный трамвай, администрация города получит вопросы уже от прокуратуры...

Однако на этом дискуссию завершить не удалось, да и дискуссией это не назовешь. Власть говорила: «На трамвай нет денег и не дадут», инициативщики упёрлись и отвечали, что власть обязана, и все тут. В конце уже второго часа встречи черту подвел заместитель руководителя следственного управления по Иркутской области. Сергей Базаров сказал, что первопричина того, что к администрации города появились подобные претензии, летят письма в разные инстанции и даже возбуждено уголовное дело, кроется прежде всего в отсутствии нормальной разъяснительной работы с жителями города. Сергей Нанзытович подчеркнул, что люди должны знать, что их проблемы не остались на уровне «вот встретились, поговорили и разошлись, взаимно недовольные друг другом».

Однако и городскую власть нельзя упрекнуть в том, что трамвая нет только из-за её нежелания, и в этом вопросе «на уровне города власть себя исчерпала». Представителей общественности Сергей Базаров призвал к самокритичности при написании комментариев и обращений, из которых создается впечатление, что в городе «не то что воронки, а уже всё разбомблено».

– Я призываю к диалогу, самое главное – диалог, взаимопонимание между властью и населением, – сказал Сергей Базаров.

Но диалога снова не получилось. Хотя первых двух пунктов обозначенной цели встречи все же достичь удалось: доводы сторон были услышаны, и в сути вопроса областные чиновники разобрались. Осталось найти пути выхода из ситуации. Думается, трамвайная тема будет продолжена очередным обращением...

 

Наталья ФИРСОВА | Фото Антона АНЧУТИНА

Актуально

На отремонтированных минувшем летом городских дорогах подрядчики завершают сопутствующие работы

Об этом рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, напомнив, что все работы выполняются в рамках региональной программы «Транспортный каркас». На двух участках по улицам Мечтателей и Дружбы Народов они уже полностью выполнены, и в ближайшее время завершится установка ограждений на улицах Энтузиастов и Ленина.  

Подробнее
Не путать баланс с пиловочником, определить подгар и сухостой

Лесозаготовители филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе проходят обучение по теме «Требования, предъявляемые к качеству выпиливаемых круглых лесоматериалов».

Подробнее
Муниципалитет заключил четыре контракта на зимнее содержание дорог

По словам председателя комитета городского благоустройства Антона Байбородина, контракты охватывают территории левого берега, нового города, микрорайонов Тушама, «Девятка», Высотный, поселок Лесной и 16 микрорайон. На данный момент уже утверждены графики уборки по правому и левому берегу. В первую очередь убирают дороги первой категории, к которым относятся центральные магистрали, в том числе дороги, где курсируют городские автобусы, а потом – второстепенные.  

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

На отремонтированных минувшем летом городских дорогах подрядчики завершают сопутствующие работы

Об этом рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, напомнив, что все работы выполняются в рамках региональной программы «Транспортный каркас». На двух участках по улицам Мечтателей и Дружбы Народов они уже полностью выполнены, и в ближайшее время завершится установка ограждений на улицах Энтузиастов и Ленина.  

Подробнее
Муниципалитет заключил четыре контракта на зимнее содержание дорог

По словам председателя комитета городского благоустройства Антона Байбородина, контракты охватывают территории левого берега, нового города, микрорайонов Тушама, «Девятка», Высотный, поселок Лесной и 16 микрорайон. На данный момент уже утверждены графики уборки по правому и левому берегу. В первую очередь убирают дороги первой категории, к которым относятся центральные магистрали, в том числе дороги, где курсируют городские автобусы, а потом – второстепенные.  

Подробнее
Губернатор Игорь Кобзев проведет прямую линию с жителями Иркутской области

12 ноября губернатор Иркутской области Игорь Кобзев проведет традиционную прямую линию с жителями региона. Прямой эфир запланирован на 18:30 и будет транслироваться на телеканале «Россия 24».

Подробнее