Трамвайный вопрос в Усть-Илимске: «Автобусы не предлагать!»
14:45 2023.02.15 (обновлено: 14:55 2023.02.15)

Как и предполагалось, тема трамвайных перевозок в Усть-Илимске, о которой мы рассказывали в материале «Получится ли стать реалистами?», получила свое продолжение. Теперь в ситуации разбирались не только администрация города, собственник трамвая и члены инициативной группы. Вникнуть в нее были вынуждены Следственный комитет РФ и профильное министерство областного правительства.

Для этого в прошедшую пятницу в Усть-Илимск прибыли заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области полковник юстиции Сергей Базаров и заместитель министра транспорта Иркутской области Ольга Золотарева. Они провели рабочую встречу с представителями инициативной группы, администрации города и собственника трамвая – филиала «Финтранс-ГЛ» в Усть-Илимске. Цель – услышать доводы всех сторон, разобраться в вопросе, найти пути выхода из создавшейся ситуации.

О причинах отказа от трамвайных перевозок сотрудников к месту работы рассказал директор по правовой поддержке филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске Алексей Лебедев. Руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Сергей Базаров поинтересовался, уведомляла ли компания о закрытии трамвайных перевозок администрацию муниципалитета и каковы были затраты на содержание трамвая?

– О намерении прекратить трамвайные перевозки филиал «Финтранс ГЛ» в Усть-Илимске уведомил администрацию города в 2021 году. Что касается затрат, то за 2022 год на содержание трамвайной инфраструктуры было потрачено около 188 миллионов рублей, – ответил Алексей Лебедев.  

– Скажите, если, условно, трамвайное депо со всеми путями, вагонами и прочим перейдет на баланс города, то город тоже будет вынужден нести затраты не меньше 188 миллионов? – продолжал спрашивать Сергей Базаров. 

Алексей Лебедев ответил, что город будет вынужден тратить еще больше, так как инфраструктура устарела и требует реконструкции, по аналогии с автомобилем – чем машина старше, тем больше денег на её содержание приходится выделять из семейного бюджета. На вопрос о количестве пассажиров Алексей Лебедев сообщил, что в сутки трамвай перевозил 600-700 сотрудников Группы «Илим». Пользовались им и сотрудники подрядных организаций – они покупали проездные билеты в автокассе. В среднем в сутки это еще 13 человек. Были ли среди них обычные устьилимцы, едущие на дачу или просто по городу, сказать трудно, поскольку кондукторов в трамваях не было, соответственно, такого учета не проводилось.

С правовой точки зрения вопросов к «Илиму» у меня нет. В основном претензии и вопросы возникают к администрации города, обратился к представителям мэрии Сергей Базаров.

Вопросы заместителя руководителя следственного управления по Иркутской области к мэрии были следующие: проводились ли расчеты, сколько человек из числа жителей кооперативов «Кедр», «Труд» и поселка Лесной пользуется трамваем? Разъясняла ли общественности городская власть, что вместо трамваев будет запущен автобус? Налажен ли диалог?

Мэр города Анна Щекина рассказала, что действительно в 2021 году администрацию уведомляли о намерении закрыть трамвайное движение, но без точных дат. Недавно было посчитано, сколько людей добирается в эти кооперативы, их оказалось немного, а в ближайшее время по этому маршруту будет запущен автобус. 

– Но у инициативной группы, как я понимаю, вопрос стоит даже не в автобусе, а в сохранении трамвая в принципе. Трамвай на баланс города мы принять не сможем. Бюджет города – глубоко дефицитный, это надо понимать. Мы не найдем 180 миллионов по году на содержание этого трамвая. Нам придется урезать другие статьи расходов, чтобы обеспечить его работу, – сказала Анна Щекина, добавив, что в правительстве области буквально на днях ей подтвердили, что регион не сможет выделять средства на содержание трамвая в Усть-Илимске.  

Цифрами мэра поддержал ее заместитель по экономическому развитию Эдуард Симонов. Он рассказал, что при условии, что на содержание трамвая необходимо в год потратить 188 миллионов и при стоимости проезда в 30 рублей, ежедневно этим видом транспорта должно пользоваться 17 тысяч пассажиров.

– Мы запустим круглогодичный автобусный маршрут. Содержать и субсидировать его нам под силу, – сообщил Эдуард Симонов. 

Заместитель руководителя следственного управления призвал городские власти наладить контакт с населением, чтобы донести свои доводы людей. Однако и активистов он призвал прислушиваться к другой стороне и не действовать по принципу «хочу трамвай во что бы то ни стало, вынь да положь».

Мнение инициативной группы высказала Марина Рябкова. По ее словам, в Усть-Илимске собирают подписи «за» трамвай, а вот автобус как альтернативный маршрут горожанам не нужен.

– Здесь четко написано: «Автобусы не предлагать», – процитировала подписной лист Марина Рябкова.

Почему не предлагать? Потому, что «деградация будет при автобусах, потому что у нас недостаточная транспортная составляющая в городе, у нас плохие дороги, очень плохие. Автомобильный поток в городе, естественно, будет кратно увеличен из-за того, что нет трамвая». На какие деньги восстановить, а по сути заново строить трамвайную инфраструктуру и покупать вагоны? Все просто: надо вступить в федеральную программу развития в России электрического транспорта. В качестве примера городов, где вплотную занимаются восстановлением трамвайной инфраструктуры, Марина Рябкова привела Тверь, Таганрог, Нижний Новгород и Волгоград. То, что в каждом из них населения – больше 1 миллиона человека, вопрос второстепенный.

– Когда мне говорят, что это не выгодно и нерентабельно, я сразу хочу задать вопрос: общественный транспорт, у него основная задача – быть выгодным и рентабельным? Приносить прибыль? Это вопрос к администрации. Или всё-таки основная задача работать на благо людей города? – была категорична Марина Рябкова.

В общем и целом общественники, а их на рабочей встрече было пятеро, обрисовали такую картину: автобусы городу не нужны никак, а нужен трамвай, причем с круговым движением по ул. Карла Маркса и до железнодорожного вокзала. Предлагаемые администрацией автобусные маршруты до «Кедра», «Труда» и п. Лесной – неудобная схема движения, т.к. «трасса скоростная», остановок нет.

Заместитель министра транспорта Иркутской области Ольга Золотарева пыталась возразить, что идея замены трамвая автобусами – не такая уж и скверная. Однако в ответ услышала, что ждать автобусы на остановках приходится по 40 минут, что дети, пока едут в школу, мерзнут и вообще «не надо нам неэкологичный транспорт».

Некоторую ясность попытался внести заместитель мэра города по правовым вопросам Евгений Стариков. Он рассказал, что письмо о том, что в кооперативах «Кедр» и «Труд» на постоянной основе живут люди, нуждающиеся в транспортном сообщении, в администрацию города впервые поступило в октябре-ноябре 2022 года. Информацию о количестве прописанных в этих кооперативах граждан паспортно-визовая служба дать не смогла. В итоге подомовой обход были вынуждены делать участковые уполномоченные. В двух СНТ, где находится более 600 домов, они установили 45 жителей. Трое из них не нуждаются ни в каком передвижении, восемь семей не имеют иного места проживания. Часть не нуждаются в транспортном сообщении вообще, кто-то хотел бы, чтобы либо пару раз в неделю ходил автобус, а кому-то автобус нужен каждый день. Вопрос организации транспортного сообщения с этими кооперативами администрация города прорабатывает с декабря 2022 года.

– Мы отработаем ситуацию в максимально короткий срок. Жители поедут. Ну, а то, что хочется трамвай... Каждому что-то хочется в своей жизни, – сказал Евгений Стариков. 

Члены инициативной группы еще раз спросили, почему бы не восстановить и даже не расширить трамвайную сеть, вступив в федеральную программу?

Заместитель министра транспорта Иркутской области Ольга Золотарева пояснила, что то, что они называют федеральной программой, не программа, а инвестиционный бюджетный кредит для области под 3% годовых. Претендовать на его получение могут только муниципальные предприятия, таковым, например, является Иркутское МУП «Горэлектротранс». Иркутская область хотела получить такой кредит для этого предприятия, но получила отказ.

– Посмотрели все наши расчеты, все налоговые отчисления, экономическую эффективность от использования этого транспортного средства и отказали. Мы не прошли даже ранжирование. Мы подавали Иркутск и Ангарск. Не все так просто, понимаете? Федерация просто так деньги не дает, – сказала Ольга Золотарева. 

– Инициативная группа предъявила администрации Усть-Илимска претензии, что та не предпринимает никаких мер, чтобы попасть в федеральную программу. Это обоснованные претензии или нет? – спросил Ольгу Золотареву заместитель руководителя следственного управления по Иркутской области Сергей Базаров.

Ольга Юрьевна ответила, что говорить на эту тему ещё рано, ведь трамвайная ветка, депо, вагоны находятся в частных руках. Еще она уточнила, что, принимая убыточный трамвай, администрация города получит вопросы уже от прокуратуры...

Однако на этом дискуссию завершить не удалось, да и дискуссией это не назовешь. Власть говорила: «На трамвай нет денег и не дадут», инициативщики упёрлись и отвечали, что власть обязана, и все тут. В конце уже второго часа встречи черту подвел заместитель руководителя следственного управления по Иркутской области. Сергей Базаров сказал, что первопричина того, что к администрации города появились подобные претензии, летят письма в разные инстанции и даже возбуждено уголовное дело, кроется прежде всего в отсутствии нормальной разъяснительной работы с жителями города. Сергей Нанзытович подчеркнул, что люди должны знать, что их проблемы не остались на уровне «вот встретились, поговорили и разошлись, взаимно недовольные друг другом».

Однако и городскую власть нельзя упрекнуть в том, что трамвая нет только из-за её нежелания, и в этом вопросе «на уровне города власть себя исчерпала». Представителей общественности Сергей Базаров призвал к самокритичности при написании комментариев и обращений, из которых создается впечатление, что в городе «не то что воронки, а уже всё разбомблено».

– Я призываю к диалогу, самое главное – диалог, взаимопонимание между властью и населением, – сказал Сергей Базаров.

Но диалога снова не получилось. Хотя первых двух пунктов обозначенной цели встречи все же достичь удалось: доводы сторон были услышаны, и в сути вопроса областные чиновники разобрались. Осталось найти пути выхода из ситуации. Думается, трамвайная тема будет продолжена очередным обращением...

 

Наталья ФИРСОВА | Фото Антона АНЧУТИНА

Актуально

В Усть-Илимске начали возводить новогодние городки

В этом году они будут построены по мотивам советских мультфильмов. Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, подрядчику выданы материалы для монтажа горок, новогодних елей, а также праздничной иллюминации.

Подробнее
Усть-Илимск активно чистят от снега, но пока не везде

Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, из-за обильных осадков для проведения работ мобилизирована и техника, и люди.

Подробнее
14 декабря стартует пятый этап Илимпиады среди сотрудников подразделений Усть-Илимских филиалов Группы «Илим» - соревнования по волейболу

Сначала участники сыграют в круг. Команды разделили на две подгруппы, исходя из прошлогоднего рейтинга в этом виде спорта. По итогам круговых игр в полуфинал и финал из каждой группы выйдут по две сильнейшие команды. Остальные участники, кто не вышел из группы, параллельно с финальными играми разыграют места в турнирной таблице с 5 по 10.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В Усть-Илимске начали возводить новогодние городки

В этом году они будут построены по мотивам советских мультфильмов. Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, подрядчику выданы материалы для монтажа горок, новогодних елей, а также праздничной иллюминации.

Подробнее
Усть-Илимск активно чистят от снега, но пока не везде

Как сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, из-за обильных осадков для проведения работ мобилизирована и техника, и люди.

Подробнее
Квартплата, капремонт, двустороннее движение

Эти и другие темы обсудили горожане на встрече с мэром.

Подробнее