«Лед ломали и поднимали плоты»
14:00 2022.12.07 (обновлено: 14:05 2022.12.07)

24 ноября в филиале Группы «Илим» в Усть-Илимском районе на участке сплава завершилась навигация-2022, которая стала рекордной по продолжительности.

Старожилы участка сплава, пожалуй, не припомнят за всю 41-летнюю историю работы выгрузочного рейда такую продолжительную и вместе с тем насыщенную и трудную навигацию. Директор по транспорту филиала в Усть-Илимском районе Александр Ковальчук с трудом сдерживает эмоции, описывая финал навигации: «Лед ломали и поднимали плоты…»

Раньше срока и дольше обычного

В этом году неожиданно теплый май позволил открыть навигацию-2022 почти на две недели раньше запланированного срока. 18 мая одним из первых на разведку ледовой обстановки ушел теплоход «Вилюй». 19 мая вышел в акваторию теплоход «Алдан», вслед за ним – «Лена», «Енисей», «Смольный» и «Илим». Первый плот доставил теплоход «Алдан» с залива Камчатка в ночь на 11 июня. В сплотке пришло 8 032 кубометра баланса и пиловочника. Начало лета было многообещающим, потом были дождливые август и сентябрь, что существенно изменило ритм работы.

Заключительный плот подняли из воды 23 ноября, а теплоходы отправили на зимовку 24 ноября. В прошлом году весь флот был поднят уже 22 ноября.

Сложный ноябрь

Впрочем, как рассказывает начальник участка сплава Глеб Астафьев, судоходству дожди никак не мешали. Но они внесли существенные корректировки в работу лесозаготовителей и водителей лесовозов на полуострове Дальний, откуда и буксируют древесину. И если заготовка в дожди еще велась, то вывезти лес на берег к причалу и сформировать плоты было невозможно: дожди сильно размыли дороги. Поэтому в августе флот вместо буксировки плотов занимался транспортировкой дорожно-строительной техники на полуостров Дальний, чтобы хоть как-то поправить сложившуюся дорожную ситуацию.

Параллельно с этим флот участвовал в перераспределении мощностей лесозаготовительной бригады «Сибирь» и транспортников. В итоге непосредственно буксировка плотов сдвинулась почти до конца ноября. В частности, в последний месяц осени сплавили почти 48 тысяч кубометров. И выполнить объем ноября отчасти помогла теплая погода, которая стояла почти до середины месяца. Лишь заключительные три плота плавсостав участка и работники береговых служб доставляли и доставали в экстремальных условиях, сквозь лед и ветер.

Глеб Александрович рассказывает, что в начале ноября все силы были брошены на залив Яра (одно из направлений буксировки плотов на верхнем бьефе). Он раньше других встает под лед. Поэтому оттуда в первую очередь начали вывозить плоты и технику.

Пока все были сосредоточены на Яре, начал застывать Карапчанский залив на выгрузочном рейде. Однако навигация продолжалась, и, чтобы не дать встать льду, на рейде ввели КС-100, которому пришлось временно переквалифицироваться в ледокол. Постоянно курсируя по воде, катер не давал ей замерзнуть, а где-то и ломал лед.

Когда температура опустилась еще ниже, вместо КС разбивать лед поставили более тяжелые «Алдан» и «Лену». Они круглосуточно ходили по заливу. Только «Катунь» в качестве паромной переправы продолжала вывозить технику и плоты.

На самом рейде также дополнительно поставили погрузчик, чтобы быстрее доставать древесину из воды. 23 ноября заключительный плот этой навигации полностью сложили на берег и до трех часов ночи грузили древесину и вывозили на промплощадку.  

– Было непросто, но коллектив справился. Спасибо всем! Люди работали до последнего плота, согласились отодвинуть свои отпуска, чтобы доработать навигацию. Конечно, вначале вообще сомневались, что успеем достать из воды заключительные плоты. Даже были мысли вморозить древесину и оставить ее до весны. Раньше при хлыстовой заготовке такая практика была, древесину вмораживали и весной доставали. Но коллектив доделал работу, и с 29 ноября максимально весь состав участка ушел в отпуск, – поясняет Глеб Александрович. 

Задел на весну

Но перед этим плавсостав и мастера кранов провели осмотр и дефектовку судов и кранов, чтобы после окончания отпуска сразу начать готовить их к следующей навигации. А вот теплоход «Вилюй» уже стоит на ремонте. Причем его подняли первым из воды, еще 10 ноября. В ходе планового осмотра было обнаружено повреждение корпуса. Думали, что дотянет навигацию, но в итоге не стали рисковать и подняли его досрочно.

Теплоход «Енисей», который работает на нижнем бьефе, на зиму специально поставили на баржу, сейчас на нем меняют двигатель. Как отмечает Глеб Астафьев, эти суда взяли в работу сейчас, чтобы разгрузить весну.

Планы на ремонт большие: предстоит серьезная модернизация «Лены» с полной заменой электрооборудования и электропроводки. Этот теплоход планируют взять в ремонт уже в январе, но основная ремонтная кампания на участке сплава развернется с февраля по май.

Из-за дождей на полуострове Дальний заготовленный этим летом лес частично остался, и это будет хороший задел на начало следующей навигации, считает начальник участка сплава. В январе туда должны будут вернуться водители лесовозов и довозить его на берег в заливах Яра и Дарейка. К началу навигации-2023 там уже можно будет готовить плоты.

Пока лесозаготовители туда зайдут, пока начнут заготавливать древесину, у коллектива участка сплава уже будет работа, отметил Глеб Астафьев.

 

Оксана КВИНТ | Фото Антона АНЧУТИНА

Актуально

Весенние мотивы

Идем на гору «Плешка», слушаем живой саундтрек к фильму «Брат 2» или обсуждаем творчество Булата Окуджавы? Планируем досуг с 24 по 30 мая.

Подробнее
Обработка зеленых территорий от клещей проходит в Усть-Илимске

В городе проводится акарицидная обработка в зеленой зоне от ул. Карла Маркса до курорта «Русь». Ранее, как сообщают в администрации города, от клещей обработали сквер по ул. Братской и территорию детской поликлиники в левобережье.

Подробнее
Слет школьных лесничеств и экологических отрядов прошел в Усть-Илимске

На территории курорта «Русь» в рамках экологической акции «Сохраним леса Приангарья» прошел городской слет школьных лесничеств и экологических отрядов.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

«Это большая и захватывающая история»

Год назад  Светлана Вилн возглавила цех ректификации таллового масла и очистки скипидара (ЦРТМ и ОС) филиала в Усть-Илимске. Карьерный путь не был быстрым, а потому помнится каждый шаг.

Подробнее
Настроение Великой Победы

В Группе «Илим» День Победы начали праздновать задолго до 9 Мая.

Подробнее