В его жизни было все: и детдом, и танцы, и хоккей, и несколько профессий
13:43 2022.10.28 (обновлено: 13:51 2022.10.28)

Как и многие первостроители Усть-Илимска, Петр Мартынов имеет статус «Дети войны». Эти люди, пережив тяжелые невзгоды, стали для нас примером самоотверженного труда и невероятного оптимизма.

Петр Мартынов родился в Рязанской области. Когда ему было 6 лет, а сестренке Вале 3 года, их мама умерла от порока сердца, и дети оказались в детдоме. Со временем Валю забрала к себе бабушка, а Петю после 7-го класса отправили в соседнее село учиться на краснодеревщика-мебельщика, затем он попал в железнодорожное училище, где получил профессию столяра-строителя, после чего его вместе с другом Володей направили на станцию Коршуниха.

Так в 16 лет Петр Мартынов оказался на сибирской земле. Устроились парни в бригаду плотников. Тогда только строились Железногорск-Илимский и горно-обогатительный комбинат. В бригаде работали в основном заключенные «поселенцы», но никто не обижал рязанских мальчишек. Еще в детдоме Петр увлекся танцами и здесь стал участвовать в концертах по близлежащим деревням.

Через год Петру и Владимиру пришли повестки в армию. Мартынов попал к связистам. После учебки служил в Монголии, обслуживал правительственную связь через Монголию в Китай. Отслужив безупречно три года и три месяца, Петр попросил демобилизовать его по комсомольской путевке на стройкуУсть-Илимской ГЭС, о которой был наслышан еще в Коршунихе.

Трудовые будни и семейная жизнь

Холодным осенним днем 1965 года молодой симпатичный солдатик вышел из «кукурузника» на аэродроме поселка Невон. Вместе с Петром летел в самолете лидер профкома Геннадий Мальченко. Он позвал парня в солдатской форме за собой и привел его в общежитие из пяти бараков. Начальник строительного управления Владимир Тест назначил Петра в бригаду плотником. Трудовые будни на усть-илимской земле Петр Мартынов начал со строительства первых деревянных 3-подъездных домов на будущих улицах Генералова и Трудовая, затем работал в комсомольско-молодежной бригаде Юрия Копейко на строительстве подстанции.

В 1966 году произошла судьбоносная встреча с будущей женой Тамарой, которая юной девушкой по зову сердца приехала на Усть-Илим из Нижнеудинска и стала участницей водружения флага первопроходцев на Толстом мысе.

Объединила молодых людей художественная самодеятельность. Они познакомились в Кеуле во время выездного концерта. Петр прекрасно танцевал, а Тамара хорошо пела. Вскоре сыграли веселую комсомольскую свадьбу. Начальство выделило молодоженам в УГПДушке маленькую комнату на подселении, впоследствии Мартыновы переехали в двухкомнатную квартиру.

Тамара работала официанткой в столовой, которую народ в шутку окрестил «гали-пали», потом электриком на дизельной электростанции. Однажды решила пошутить на Новый 1967 год: поздравила всех по радио и отключила весь поселок от электричества. Хотела только на короткое время, а вышло так, что в трескучие морозы долго не могли завести дизельную станцию.

В августе 1967 года в семье Мартыновых родился первенец – сын Дмитрий. «Тогда на улице гости так плясали, что продырявили все носки, которые были большим дефицитом», – с улыбкой говорит Петр Дмитриевич. А через пять лет на свет появилась дочь Юлия.

Крановщик и экскаваторщик

Останавливаться на плотницком ремесле Петр не собирался, поэтому выучился на механизатора и сварщика. Освоил подъемные краны К-161 (16-тонник), К-252 (25-тонник) и даже ДЭК – дизель-электрический кран, на котором работал в котловане будущей ГЭС.

Петр Дмитриевич вспоминает, как тщательно готовился котлован под заливку бетона: «Бригады зачищали дно молотками и отбойниками, потом все подметали, чтобы не было ни пылинки, ни соринки, чтобы дно под бетон блестело». Также запомнилась первостроителю непокорная, могучая река Ангара:

– Первый агрегат запустили, начали вести отсыпку второго. Когда стали заполнять второй проран, понадобился крановщик на правый берег на К-255, чтобы грузить «чушки» (огромные камни с металлическими штырями). Работа шла сутками, беспрерывно, и меня перевели с ДЭКа на 25-тонник на прямом ходу, так как опыт работы уже был на этом кране. Загрузил одну «чушку» весом 25 тонн и запрыгнул на подножку к водителю грузовика глянуть, как идет сужение прорана. А «чушка» выкатилась из кузова в Ангару и плывет! 25 тонн не тонет! Что делать? Стали связывать через штыри эти «чушки» по три штуки и потихоньку их толкать друг за другом. Вот так и перекрывали проран с двух сторон Ангары. 

Без преувеличения работу крановщика можно назвать ювелирной. На всю жизнь запомнился Петру Дмитриевичу случай, когда незначительное выдвижение стрелы подъемного крана чуть не обернулось трагедией. Это произошло в 1968-м на строительстве фундамента магазина «Рябина».

– Тогда я работал на 161-м кране, – рассказывает мой собеседник. – Бетон взял, провернул кран, опоры выдвинул. Убедился, что кран стоит твердо. Стал бетон подавать, ребята кричат: «Дай чуть-чуть стрелу!» Я только чуть выдвинул, и кран неожиданно пошел в накрен вниз. Едва успел из него выпрыгнуть, ребята разбежались. Кран закачался, я подпрыгнул, подтянулся  в кабину, выбил один поворотный рычаг, кран осел. Как оказалось, опора провалилась в мягкий грунт…

После крана Мартынов перешел на экскаватор. И долго еще на четырехкубовом экскаваторе рыл котлованы под фундамент жилых домов.

В этот период Петр увлекся игрой в хоккей и успевал между сменами участвовать в соревнованиях в команде «Механизатор».

В семье Мартыновых сохранилось много уникальных фотографий, свидетельствующих о рождении молодого Усть-Илимска. Все это благодаря тому, что эти моменты успевал запечатлеть сам Петр Дмитриевич.

Работа на ЛПК

В УМ-4 Петр Мартынов проработал до 1981 года. Потом его пригласил Степан Григорьевич Матковский на ЛПК. В то время туда пришел новый дизель-электрический экскаватор со стрелой (50-тонник в северном исполнении), и на нем никто не умел работать. Мартынов трудился в карьерах, отсыпал дороги в Кеуль, на Бадарму, Тушаму, наращивал с помощью нового экскаватора хлысты на складе Илимского лесоперевалочного управления ЛПП-2. Затем перешел на самоходный погрузчик и стал подавать хлысты на линию на площадке ЛПК.

В 1989 году ЛПП было переведено в состав Илимской лесоперевалочной базы лесозаготовительного объединения «Илимсклес» УИ ЛПК.  Для Мартынова построили ряж, и когда пришли первые плоты с хлыстами на рейд Карапчанской лесоперевалочной базы, он поднимал их из воды и грузил на лесовозы.

На площадке ЛПК Петр Дмитриевич отработал 24 года и ушел на пенсию в 2006 году. За плечами ветерана труда СССР и ветерана Усть-Илимского ЛПК огромная трудовая биография, я поинтересовалась у него, какой объект строительства ему больше всего запомнился? Он ответил просто: «Все. Везде я честно относился к работе, все объекты были важными и необходимыми».

Свою фамилию не меняют!

1 ноября Петр Дмитриевич отметит 79-й день рождения. По традиции этот праздник пройдет в теплом семейном кругу. Жаль только, что давно нет рядом супруги Тамары Васильевны, которая более 20 лет проработала бухгалтером в СМУ-3 управления строительства ГЭС и в дорожно-эксплуатационном управлении.

Но остается достойное продолжение: сын – выбравший профессию энергетика, дочь, посвятившая себя медико-социальной работе, две внучки, которые тоже выбрали важные профессии. Особое внимание Петр Дмитриевич уделяет семилетнему правнуку Роману. Прадедушка научил мальчика играть в шахматы, танцевать, копать картошку, мастерить что-нибудь в гараже и на даче.

Но самое главное – в этой семье бережно чтят свою фамилию, и даже женщины, выходя замуж, остаются Мартыновыми. Разве мог когда-то об этом мечтать простой детдомовский паренек из Рязани?

 

Наталья ИВИНИШИНА | Фото автора и из архива семьи Мартыновых

Актуально

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее