Усть-Илимск в «Илиме»: 30 лет вместе
11:35 2022.09.16 (обновлено: 20:50 2022.09.12)

 «Илим» в 1992 году начинался с усть-илимской целлюлозы. Поэтому в честь первого клиента компания и была названа «Илимом».

Первые 10 лет «Илим» и УИ ЛПК шли непересекающимися путями. Причем история УИ ЛПК в эти годы был драматичной, а иногда и трагической.

Развал единого комплекса на два десятка разных предприятий поставил на грань выживания всех. Постепенно все пришли к необходимости объединения, но процессы шли долго, трудно. Производство практически стояло. Как только более-менее стали выходить из большого кризиса, начались агрессивные слияния и поглощения. Проще говоря, череда смены собственников, вывода активов, вооруженных захватов управления. В такой сложной обстановке УИ ЛПК вошел в «Илим».

2002: Начало

На внеочередном собрании акционеров ОАО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», состоявшемся 7 февраля 2002 года, было объявлено о смене собственника. Решением собрания были досрочно прекращены полномочия управляющей организации ООО «Континенталь Интернешнл». В тот же день к своим обязанностям приступил новый генеральный директор УИ ЛПК Владимир Батищев.

Этому событию предшествовала драматичная история с попыткой захвата Братского ЛПК.

Газета «Ведомости» от 12 марта 2002 года писала: «Крупнейший лесопромышленный холдинг России – ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз», которое производит 42% всей отечественной целлюлозы, – в конце прошлого 2001 года едва не лишился части своей собственности. 21 декабря 2001 года по иску частного лица …судебные приставы с помощью вооруженной охраны отстранили от руководства генерального директора Братского лесопромышленного комплекса. Конфликт разрешился в начале января: 15- го числа Братский горсуд признал незаконными действия судебных приставов, на следующий день «Илим Палп» восстановил контроль над Братским ЛПК. Одновременно «Илим Палп» согласился выкупить у акционеров «Русала» Усть-Илимский ЛПК, контроль над которым они получили осенью 2001 года».

 Заместитель генерального директора по производству УИ ЛПК Павел Дрофа рассказал:

 «На момент прихода к управлению комплексом «Илим Палпа» у нас полностью отсутствовали оборотные средства, на площадке ИЛПБ, где хранится запас лесосырья, почти ничего не было, из-за отсутствия ГСМ были парализованы поставки древесины, запас химикатов для варки и отбелки целлюлозы был по нулям. В первые же дни управления «Илим Палпа» мы почувствовали корпоративную поддержку. С Братского ЛПК оперативно начало поступать горючее, химикаты, и наша производственная цепочка вновь ожила. Это ощутили в первую очередь простые работники комплекса: от лесозаготовителей до варщиков целлюлозы. Работа коллектива входила в нормальный ритм, и это вселило уверенность».

«Илим» зашел в Усть-Илимск основательно. Буквально с первых дней речь зашла о развитии. В Усть-Илимске к этому отнеслись скептично: какое развитие после 10 лет развала, но уже в начале ноября 2002 года «старые сортировки UniScreen фирмы KNW с двухступенчатой схемой были заменены на современные DeltaScreen шведской фирмы Sunds Defibrator с четырехступенчатой схемой сортирования. Это позволило привести качество усть-илимской беленой сульфатной целлюлозы в соответствие с высшим мировым стандартом».

В конце декабря 2002 года целлюлозный завод впервые в истории достиг проектной мощности – было отгружено 554,7 тысячи тонн товарной целлюлозы. Леспромхозами заготовлено 2,6 млн кубометров леса. На исходе 2002 года коллективом Тушамского КЛПХ заготовлено более миллиона кубометров леса. Подобный рубеж российское заготовительное предприятие преодолевает впервые за последние 10 лет.

По итогам работы Усть-Илимского ЛПК за 2002 год четырем лучшим работникам комплекса генеральный директор Владимир Батищев вручил ключи от автомобилей ВАЗ-2115. Счастливыми обладателями новых машин стали Владимир Черенцов (ЦЗ), Анатолий Сергеев (ИЛПБ), Владимир Осипов (ЛПУ) и Владимир Антипин (Тушамский КЛПХ).

Каждый год из 20 лет Усть-Илимска в «Илиме» – это инвестиции, модернизация, техперевооружение. Проекты были и локальные, направленные на повышение надежности работы оборудования, и стратегические – большие проекты, обеспечивающие рост производительности, качества продукции, снижение воздействия на окружающую среду, безопасность персонала.

2005-2006: под знаком «Проекта-630»

В 2005 году стартовала первая большая инвестиционная программа реконструкции производства УИ ЛПК – «Проект-630», в состав вошли 12 локальных проектов, в основном по второму технологическому потоку. Объем инвестиций – 19 млн долларов.

 

2006 год прошел под знаком «Проекта-630». С начала апреля второй поток целлюлозного производства практически вышел на новую проектную производительность. Суточная производительность по второму потоку составляет 1 100 тонн целлюлозы по варке. На второй сушильной машине при плановой суточной производительности 950 тонн целлюлозы достигли 1 009 тонн в сутки. Нагрузка на атмосферу снизилась почти на четыре тысячи тонн относительно разрешенной нормы на выброс загрязняющих веществ. Это стало возможным благодаря реконструкции производства.

«Проект 630» как лучший инвестиционный проект удостоен Всероссийской лесопромышленной премии «Леспром.ру».

2007-2008: революция в лесу

В 2007 году создано совместное предприятие Группы «Илим»  и International Paper.  Утверждена и будет реализована беспрецедентная для отрасли инвестиционная программа объемом 1,5 млрд долларов, предусматривающая масштабную модернизацию действующих и создание новых производств.

В феврале 2007 года в рамках этой программы в Илимский лесной центр впервые поступили два погрузчика «Кальмар» для разгрузки хлыстов. Общая стоимость новой техники – 1 миллион 260 тысяч евро.

В 2008 году началась революция в лесу. 19 марта 2008 года Совет директоров Группы «Илим» утвердил лесную инвестиционную программу на 2008 год на сумму более 135 млн долларов. Из них более 92 млн направлены на стратегические проекты в лесозаготовке. Более 64,7 млн долларов приходятся на усть-илимскую группу предприятий. Пять усть-илимских проектов по модернизации и техническому перевооружению лесозаготовки стоимостью 5 млн долларов каждый – «Тушама-1», «Тушама-2», «Бадарма», «Север», «ИлимСибЛесТехно» – признаны локомотивами лесной инвестиционной программы компании. Основные направления инвестиций – внедрение современной лесозаготовительной и лесовозной техники, строительство новых лесовозных дорог, внедрение современной дорожно-строительной техники и модернизация лесоперевалочного оборудования.

В 2008 году приобретены пять импортных хлыстовых комплексов и шесть сортиментных комплексов для ООО «ИлимСибЛес», три сортиментных комплекса для ООО «ИлимСибЛесТехно», 67 сортиментовозов. Общая сумма утвержденных Советом директоров инвестиций составила 1,3 млрд рублей.

В рамках реализации инвестиционной программы по обновлению техники поступило шесть дорожно-строительных машин на общую сумму 2 млн долларов. Парк дорожного предприятия, изношенный почти на 90%, пополнился двумя экскаваторами, двумя средними и двумя тяжёлыми бульдозерами производства японской фирмы «Камацу». На предприятие поступили новые топливно-наливные комплексы «Нара-200».

Со времён строительства Усть-Илимского ЛПК столь массированных поставок оборудования не было. Каждый год на протяжении вот уже более 13 лет лесозаготовительная, автомобильная, дорожно-строительная техника обновляется уже в штатном эволюционном режиме.

Параллельно с лесной революцией и эволюцией на производстве целлюлозы также в рабочем режиме реализуются один за одним проекты модернизации. Это позволило к 2012 году выйти на 763 тысячи тонн товарной продукции, что выше не только проектной мощности УИ ЛПК, но и плановой производительности по «Проекту 630». Далее – только рост выпуска товарной продукции. 

2016-2018: трудный РУМ-1 и другие стратегические проекты

Производство постепенно набирало необходимую устойчивость и запас прочности для новых, еще более глобальных проектов.

В 2016 году после завершения «Больших» Братска и Коряжмы наступила очередь Усть-Илимска.

Захар Смушкин, председатель Совета директоров Группы «Илим», сказал: «Для Усть-Илимска разрабатывалось два проекта. Первый – по увеличению объемов производства на 130 тысяч тонн товарной продукции. Он уже стартовал, мы вчера были на строительной площадке нового древесно-подготовительного цеха. Совет директоров одобрил следующий этап работ по этому проекту.

Второй проект более грандиозный – фактически строительство второго завода. И, скажу честно, про него мы еще только думаем. Это такой проект-мечта». Время для проекта-мечты наступит через два года.

А пока с 2016-го по 2018 год в Усть-Илимске к нему готовятся, и готовятся масштабно, реализовав проекты строительства нового древесно-подготовительного цеха, замены промывных фильтров, техперевооружения выпарной станции, модернизации содорегенерационного котла №3.

Это были трудные проекты, на них Усть-Илимск учился работать в условиях больших изменений.

В 2018 году произошло сразу несколько важных событий.

Летом Совет директоров дал старт проекту-мечте – «Большому Усть-Илимску», параллельно идет строительство новой кислородной станции, новой установки кислородно-щелочной отбелки. И самый глобальный проект в истории до Усть-Илимского ЦКК – «Увеличение выпуска товарной продукции. Техническое перевооружение первого потока (РУМ-1)».

Подчеркну, все процессы и проекты идут одновременно.

В конце 2018 года РУМ-1 завершен, в январе 2019 года он вышел на проектные показатели. Но продолжается полная реконструкция известерегенерационных печей в цехе каустизации и регенерации извести. Группа «Илим» направила на модернизацию рекордную сумму – 46,3 млрд рублей.

2019-2020: Целлюлозно-картонный комбинат

В марте 2019 года на территории перед комбинатом начались работы по нулевому циклу будущего ЦКК. Это новый комбинат, по мощности превышающий проектные показатели УИ ЛПК. После его завершения Усть-Илимск станет абсолютным лидером России с 1,5 млн тонн товарной продукции целлюлозы и картона. Объем инвестиций – более 1,3 млрд долларов.

Это совершенно новый этап в истории не только Усть-Илимского ЛПК, города Усть-Илимска. Это проект новой индустриализации России.

Цели проекта – организация в Усть-Илимске производства крафтлайнера, переработка лиственной древесины, увеличение мощности компании и обеспечение ее лидерства в Китае по волокну.

Проект предусматривает строительство новых объектов: ДПЦ, открытый склад щепы, сортирование щепы, варочно-промывной цех с двумя технологическими потоками по производству хвойной и лиственной целлюлозы, картоноделательная машина, склад готовой продукции, логистические объекты, выпарная станция, очистные сооружения промстоков, новые турбогенераторы, выпарные станции, новый содорегенерационный котел.

2020 год стал для филиала в Усть-Илимске рекордным по выпуску товарной продукции –873 тысячи тонн товарной целлюлозы. Это абсолютный рекорд за все 40 лет деятельности комбината.

С немецким машиностроительным концерном Voith заключен контракт на изготовление и поставку картоноделательной машины (КДМ). Она станет самой мощной в мире машиной по производству крафтлайнера (600 тысяч тонн в год). Это будет самый большой цех целлюлозно-картонного комбината. Длина здания – 360 м, ширина – 65 м. Самая высокая отметка – 29 м. Площадь – 23 400 кв. метров. И практически всю эту площадь будет занимать машина. Параметры машины такие: рабочая скорость – 1 200 метров полотна в минуту, обрезная ширина – 9,4 метра. В данный момент в Германии начато изготовление машины.

На всех объектах строительства ЦКК активно ведутся строительно-монтажные работы. В полном объеме и по графику поступает оборудование. Активно ведется монтаж оборудования.

2021-2022: ЦКК отвечает на вызовы

Жарко было на стройплощадке в 2021 году. Главный строитель проекта «Строительство ЦКК в Усть-Илимске» Андрей Сорокин год назад говорил: «2021-й год для нас – сложный, интенсивный и самый главный. Одновременно идут монтаж м/к, стеновых панелей, кровельных перекрытий и перекрытий на определенных отметках зданий, сборка и монтаж оборудования. Очень большой объем бетонирования на очистных сооружениях, фундаменты под эстакады и трансформаторные подстанции, под галерею щепы. Предстоит смонтировать сами эстакады и галереи, все трубопроводы и сделать врезки в безводный период. Если в декабре 2020 года на площадке работало 1 100 человек, то летом, в пик строительства, здесь задействовано около 3 600 человек».

И это в условиях двух лет пандемии коронавируса и самого большого вызова 2022 года – санкций.

Безусловно, вызовы последних двух лет не могли не сказаться на планах и графиках. Но в невероятно сложных условиях, преодолевая все трудности, к концу лета 2022 года вышли на 83 процента выполнения строительных, монтажных работ на ЦКК. Весной состоялся пуск в эксплуатацию первого объекта ЦКК – известерегенерационной печи №3, летом начались пусконаладочные работы на корьевом котле №5. Готовятся к пусконаладке на новых выпарных установках, новом СРК.

С небольшими корректировками по срокам к концу 2022 года «Большой Усть-Илимск» выходит на финишную прямую.

В августе 2022 года на стройплощадке ход работ оценил председатель Совета директоров Захар Смушкин: «КДМ в Усть-Илимске уникальна. Каждый раз вижу и каждый раз удивляюсь… В Европе таких машин три, в России она единственная и у нас, в «Илиме». И даже сейчас, когда «елка еще не наряжена», машина завораживает мощью, новизной, если хотите, особой красотой. Да, мы постоянно не удовлетворены, рвемся вперед, но бывают моменты, скажем так, когда я чувствую себя счастливым человеком. Усть-Илимский ЦКК – один из таких важных в моей жизни моментов. Новый комбинат – это то, что задумано и сделано людьми. И гордиться этим – естественно».

 

Подготовила Татьяна КОСТИЦЫНА | Фото из архива газеты

Актуально

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

«Слушай всех – решай сам»

Евгений Агеев, возглавивший с 1 марта этого года биржу сырья филиала Группы «Илим» в Усть-Илимске, убежден, что одна из главных задач любого руководителя – уметь понимать людей и правильно их настраивать на решение производственных задач.

Подробнее