Путь длиною в 31 год
12:35 2022.07.07 (обновлено: 17:49 2022.07.06)

Вместе с выпускниками 2022 года «выпускается» и директор экспериментального лицея «Научно-образовательный комплекс» Мусса Мазанович Батербиев, который основал это уникальное учебное заведение и руководил им на протяжении 31 года.


Революции рождаются в головах

Первое, что бросилось в глаза, когда я пришла в кабинет Муссы Мазановича – детский рисунок с огромной надписью: «САМОМУ ДОБРОМУ ДИРЕКТОРУ». Пожалуй, такие бесхитростные признания говорят о заслугах учителя больше, чем множество грамот, дипломов и благодарственных писем, которых у «самого доброго директора» и основателя лицея за годы работы скопилось немало. Педагогическая система, по которой ведется образовательный процесс в лицее, поистине является революционной. А все революции, как известно, рождаются в головах. 
–  Мусса Мазанович, как родилась идея создания лицея? Система погружений – это авторская программа или заимствованная?
– Мне кажется, что любой учитель, начиная работать в школе, всегда чем-то недоволен. И это недовольство заставляет думать, как можно сделать по-другому, чтобы получить удовлетворение для себя и наилучший образовательный эффект. В 90-х годах, когда в стране начало все сыпаться, самой консервативной системой оказалась система образования. Во-первых, она не хотела рассыпаться, а во-вторых, она стремилась, наоборот, развиваться. Как я сейчас понимаю, надзорным органам тогда до нее дела не было, все пустили на самотек. Таким образом, появилась возможность попробовать что-то новое. В январе 1991 года я попал на очень интересный семинар, который проводил Александр Изотович Адамский (научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» – прим. авт.), познакомился с людьми, которые тоже пытались что-то поменять в системе образования. Я провел там плодотворную неделю и по возвращении попытался осмыслить, в какую сторону двигаться. Нашел единомышленников, человека 4-6, мы собирались по вечерам и обсуждали все эти вопросы. В первую очередь мы думали не о том, что привнести в систему образования, а наоборот, что убрать из школы, чтобы она стала лучше. Первое, что мы посчитали лишним – это классно-урочная система, которая ограничивает возможности ребенка. Допустим, ребенок третьего класса должен знать вот это и не может знать больше. Поэтому способного ученика тормозили, а испытывающего затруднение в учении «дотягивали» до нормы. Написав все, что мешает, мы стали думать, как это устранить. Как устранить классно-урочную систему, как учителя-«всезнайку» вооружить педагогикой сотрудничества, как сделать так, чтобы дети получали более прочные знания. И в один из вечеров мы пришли к идее разновозрастного обучения, которая, кстати, не была нововведением. До того, как Ян Амос Коменский ввел классно-урочную систему, образовательный процесс проходил в разновозрастных объединениях. Мы обратились к опыту Белл-Ланкастерских школ, Царскосельского лицея, школы Карла Мая. Еще одной из неудобных вещей в школе мы посчитали частую смену уроков. Учитель каждый урок дает установку на изучение своего предмета. У кого-то на это уходит 5 минут, у кого-то 15. Мы посчитали и выяснили, что на изложение нового материала остается 8-10 минут вместо 45. Так мы пришли к идее использования технологии концентрированного обучения, которая предполагает изучение одного предмета продолжительное время. Мы в начале недели в течение часа-двух даем установку на изучение того или иного предмета и целую неделю изучаем только этот предмет.
Случайности не случайны
Когда концепция альтернативной школы была написана, Мусса Мазанович предпринял попытку воплотить задуманное на законных основаниях. Но руководители образования не разделили его энтузиазма. И как знать, возможно, все разработки так и остались бы на бумаге, если бы не один случай. 
 – Мне случайно попалась газета, где была информация о малых предприятиях. В списке возможных направлений их деятельности была научно-педагогическая. Мне эта идея очень понравилась, я изучил тему и начал готовить документы на создание малого научно-педагогического предприятия. Сдал документы в администрацию на утверждение. По положению, ответ должны были дать через неделю, но поскольку прецедентов создания такого предприятия в городе не было, их утвердили только через полгода. 
 14 января 1991 года в недрах 13-й школы было открыто малое научно-педагогическое предприятие «Луч», что означало «Лучше учить». В нем получали знания 34 ученика. Через полгода работы Мусса Мазанович пригласил ученых из Иркутска, которые принимали зачеты у «пионеров» разновозрастного обучения. Результаты их впечатлили, и они дали рекомендацию Анатолию Дубасу, который в те годы был мэром Усть-Илимска, поддержать начинание. Так было принято постановление об открытии в нашем городе лицея.
В поисках дома
–  Первое помещение мы получили в 11-м микрорайоне, там был учебно-курсовой комбинат ЛПК. Арендовали три класса и одну комнату, где располагались кабинет директора, завуча, учительская, завхоз, библиотека – все это было в одной маленькой комнате. Арендовали на время с 8 утра до 6 вечера, в 6 вечера там занимались взрослые люди, которые повышали квалификацию. После мы переехали в общежитие, которым ранее была 17-я школа, затем пошли в садик «Малышок» в первом микрорайоне, и оттуда нас попросили. Потом перешли во второй микрорайон, в садик «Гусельки». Там с помощью родителей сделали перепланировку под учебное учреждение. В этом здании, на ул. Мечтателей, 28, мы прожили довольно долго, до того момента, пока за нас не взялись финансовые органы. 
По закону об образовании в классе должно быть не более 25 человек. Лицейская группа составляет 15-18 человек. Это не противоречит закону, но из-за малочисленности групп содержание одного лицеиста для бюджета обходилось почти в два раза дороже содержания ученика средней школы. Площади классов в лицее не позволяли создать группы большей численности.
– Мы разработали проект по созданию Научно-образовательного комплекса, который предполагал объединение с одной из школ города. Самой малочисленной оказалась 10-я школа. Мы проводили семинары с учителями, где рассказывали о том, что такое разновозрастное обучение, совместные педсоветы, но они были отчаянно против объединения. В то же время была целая делегация родителей 10-й школы, которые приходили и просили перейти в 10-ю школу. Я организовал собрание в ДК «Дружба», пришло очень много людей, люди стояли вдоль стенок, мест не хватило. Час я объяснял все, что мы собираемся сделать, еще час отвечал на вопросы. После собрания Любовь Пронина, начальник управления образования, подошла и сказала: «Я никогда не видела, чтобы люди сами подходили и предлагали финансовую помощь». Я думаю, что мы не только выполнили обещания, которые давали в самом начале, но и перевыполнили их. Нам нравится, что нашим детям здесь уютно. 
А что дальше?
– Мусса Мазанович, кому вы передаете свои полномочия и чем планируете заняться в дальнейшем?

 – Я сторонник того, чтобы всегда уходить вовремя. Вопрос о том, кому передать полномочия, был для меня актуальным последние двадцать лет. Я отчаянно искал преемника и в итоге остановил выбор на выпускнике лицея Александре Владимировиче Ковалеве. По нескольким причинам. Поскольку он учился в лицее, он все знает про лицей, это первое. Второе – он сам по себе очень хороший человек, честный, порядочный, правильно понимает образовательную политику. Все годы нашей совместной работы я его держал возле себя. Иногда я его специально перегружал работой, не связанной с его прямым функционалом, смотрел, как он выходит из различных ситуаций. То есть я его тренировал, грубо говоря. И вот теперь я безбоязненно оставляю на его попечение лицей и очень надеюсь, что лицей не только просуществует в таком качестве, но и достигнет новых вершин. 
На сегодняшний день авторская технология разновозрастного обучения с использованием модели концентрированного обучения «Недельное погружение в предмет» является признанной. Опыт Муссы Мазановича повторен в различных субъектах Российской Федерации. Ежегодно более 30% выпускников лицея получают медали. Подавляющее большинство бывших учеников – успешные в профессиональной деятельности люди. Без преувеличения можно сказать, что нашему городу повезло, что именно здесь, благодаря «самому доброму директору», родился лицей, где, несомненно, сохранят заложенные традиции и продолжат заданный курс на качественное образование детей. 

Мария МАКОВСКАЯ | Фото НОК «Экспериментальный лицей»

Актуально

Сделайте первый шаг

С начала 2024 года 28 самозанятых устьилимцев заключили социальные контракты с государством и получат выплаты на развитие своего дела до 350 000 рублей.

Подробнее
Около спортивно-молодежного центра «Притяжение» построят спортивную площадку

Об этом рассказал председатель комитета по физкультуре, спорту и молодежной политике администрации города Евгений Тэрыца.

Подробнее
В прошлом году в усть-илимскую полицию за помощью обратилось свыше 23 тысяч человек

Об на заседании Городской думы рассказал начальник межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Илимский» Игорь Каленюк.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Сделайте первый шаг

С начала 2024 года 28 самозанятых устьилимцев заключили социальные контракты с государством и получат выплаты на развитие своего дела до 350 000 рублей.

Подробнее
Около спортивно-молодежного центра «Притяжение» построят спортивную площадку

Об этом рассказал председатель комитета по физкультуре, спорту и молодежной политике администрации города Евгений Тэрыца.

Подробнее
В прошлом году в усть-илимскую полицию за помощью обратилось свыше 23 тысяч человек

Об на заседании Городской думы рассказал начальник межмуниципального отдела МВД РФ «Усть-Илимский» Игорь Каленюк.

Подробнее