Оборудование от Группы «Илим» помогает школьникам создавать интересные проекты
15:11 2022.03.18 (обновлено: 15:17 2022.03.18)

Второй учебный год раскрывать таланты ученикам школы №17 Усть-Илимска помогает современное оборудование, которое поступило в образовательное учреждение по программе Группы «Илим» «Школьная мастерская».

В рамках этой программы в кабинетах технологии школ №5 и №17 появилось новое оборудование – на 1 млн 100 тысяч рублей в каждой. Это традиционные сверлильные и токарные станки, стационарный электролобзик, а также современное высокотехнологичное оборудование: лазерно-гравировальный и фрезерный станки, учебная модульная станция (она работает в трех режимах: 3D-печати, фрезеровки и лазерного выжигания), 3D-принтер и робот-манипулятор.

Сначала осваивают педагоги

В школе №17 традиционные станки, усовершенствованные в плане эффективности работы и техники безопасности, сразу запустили на уроках технологии. А чтобы работать с ЧПУ-оборудованием, его сначала освоил педагог Олег Мацкевич. Вместе с учителем технологии школы №5 он ездил в Москву на курсы операторов станков с ЧПУ (числовым программным управлением) и изучал принципы работы с программным обеспечением для каждого вида оборудования. По словам Олега Валентиновича, два года назад, знакомясь с новым оборудованием, он, конечно, ожидал, что оно откроет новые горизонты в работе, но не думал, что станет еще и профессиональным увлечением. Он даже приобрел свой лазерный станок, меньшего размера, с аналогичными параметрами. Сам много экспериментирует, делает различные изделия учебной направленности.

Пока в школе полностью освоили работу лазерного станка и модульной станции. Фрезерный станок запустили в этом учебном году: для его работы был нужен системный блок определенных параметров, подобрать его было непросто. Сейчас он установлен. Педагог пока сам учится работать на станке и в соответствующей программе, создавать рельефные изображения и объемные изделия. Лазерный станок и модульная станция хоть и полностью освоены, но пока задействованы только в системе внеурочной и проектной деятельности учащихся. Олег Мацкевич ведет кружок, дополнительно занимается с ребятами, но уже в следующем году планирует включать изучение лазерного станка на уроках технологии.

Он поясняет: включить изучение этого оборудования в учебный процесс не так просто, надо добавить темы в учебную программу, продумать и выстроить уроки. Но идеи по этому поводу уже есть. Например, в 6-м классе подростки делают лопатки для снега (их потом передают детскому саду), и на лазерном станке можно будет делать шайбочки-крепления для них. Конечно, мальчишек надо будет познакомить с принципом работы и устройством станка.

Как поясняет Олег Валентинович, станки с ЧПУ отличаются от обычных. Возле них не надо стоять с каким-то определенным инструментом, они все делают сами по заранее составленной векторной модели. Например, для лазерного станка векторные модели составляются в программах CorelDraw, Компас-3D, AutoCad, для фрезерного станка используется программа ArtCAM. Загружаешь самостоятельно разработанное задание – и станок вырезает все сам лазерным лучом в автоматическом режиме.

Новая высота

Если большинству учеников еще предстоит познакомиться с этим оборудованием, то ребята, которые занимаются в кружке ЧПУ-технологий, уже не только отлично умеют работать на лазерном станке и 3D-принтере, но и выполняют интересные проекты и участвуют с ними в городских и областных олимпиадах по технологии. Так, в середине февраля ученики 11-го класса Николай Кунц и Артём Сивиринов представляли свои работы в Иркутске на областной олимпиаде. Педагог отмечает, что уровень участников был очень высокий. Ребята выступили достойно, хотя призового места не заняли. В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии участвовало 60 учеников. Они писали теорию, затем в школьных мастерских делали небольшую поделку за отведенное время, после чего защищали проекты. Николай Кунц представлял шахматную доску с фигурами, вырезанными на лазерном станке. Это его авторская работа, он все полностью сделал сам. Векторные модели шахматных фигур создавал в программе CorelDraw – это, как оказывается, очень кропотливая работа. Каждая шахматная фигура создается за счет объединения различных геометрических фигур и линий. Как говорит школьник, вариантов фигур по размеру, форме было много, лишь с пятого или шестого раза он пришел к оптимальным результатам.  

Артём Сивиринов представлял свой вариант защитного антибактериального экрана. Изделие выполнено из пластика, а крепления – из оргстекла и фанеры, которые он сделал при помощи лазерного станка в программе CorelDraw.

Всё впереди

Кирилл Романов учится в 7-м классе, в этом учебном году он первый раз участвовал в городской олимпиаде по технологии. В кружке у Олега Валентиновича занимается второй год. Кирилл интересуется историей Великой Отечественной войны, поэтому для участия в олимпиаде решил создать танк Т-34. Как поясняет педагог, саму модель он скачал из интернета, у нее 613 деталей, вращается башня, ствол, двигаются гусеницы. Но ученик много работал в программе, раскладывал детали по мелким полям для двух лазерных станков, чтобы потом их вырезать. При изготовлении деталей танка он изменил размер втулок танковых катков. В исходнике они были меньше в диаметре, ненадежные, пришлось сделать их шире – для усиления всей конструкции танка в целом. Кроме того, Кирилл сделал блок с запасными деталями, потому что сборка шла долго, детали ломались.

Пятиклассница Аня Золотарева тоже второй год занимается в кружке лазерной резки. 24 февраля она участвовала в городской инженерной онлайн-выставке, представляла конфетницу в форме кареты. Олег Валентинович поясняет, что составить в программе из геометрических фигур картинку конфетницы пятикласснику по силам. Сложность работы заключается в том, что в изделии использованы крепления – шипы и пазы, и они должны соответствовать друг другу. Важно суметь так построить векторную модель, чтобы элементы шипового соединения не только совпадали по месту расположения в смежных деталях, но и чтобы шип туго входил в паз. Аня справилась с этими задачами.  

Ученик 6-го класса Саша Петрачков говорит, что занятия по моделированию с ЧПУ-станками ему пригодятся в жизни, а также при выборе профессии. Ведь здесь – синтез информационных технологий и традиционных уроков по слесарному и столярному делу, подключаются знания по другим предметам, развиваются смекалка и интуиция. На городской олимпиаде он представлял пирамидку-подставку-трафарет для оптимизации  покраски изделий.

Еще один ученик, восьмиклассник Артем Соколов, активно осваивает работу с ЧПУ-оборудованием. На следующий год, как рассказал педагог, Артем будет делать проект в 9-м классе, и они планируют подготовить мастер-класс по работе на лазерном станке для учащихся 5-6-х классов.

– Это оборудование дало отправную точку для того, чтобы ребята узнавали что-то новое, пробовали себя в том, чего раньше не делали. Оно позволяет ученикам осваивать новые технологии, решать сложные задачи, создавать интересные проекты, раскрывать таланты, – говорит Олег Мацкевич и добавляет: – Мне важно не научить ребенка работать, а увлечь процессом. Научить механически делать что-то в компьютере не сложно, а увлечь, чтобы потом эти навыки пригодилось в вузе и в жизни, – сложно. Радует, что ребятам это интересно, с каждым мы делаем интересные работы.

Ученики других школ, создавая свои проекты, также пользуются имеющимся в школьной мастерской ЧПУ-оборудованием.

Оксана КВИНТ | Фото Антона АНЧУТИНА

Актуально

Преподаватель Усть-Илимской районной детской школы искусств удостоена престижной премии Минкультуры РФ

Пять преподавателей из Иркутской области стали лауреатами премии Министерства культуры Российской Федерации. Эту премию ежегодно вручают лучшим преподавателям в сфере музыкального искусства детских школ искусств, училищ и вузов за достижения в педагогической деятельности. В числе лауреатов – педагог Усть-Илимской районной детской школы искусств Ирина Алексеевна Акимова.

Подробнее
10-й микрорайон: в направлении развития

На днях жители отметили 34-й день рождения 10-го микрорайона. Он берет свое начало со сдачи в эксплуатацию первого дома по улице Карла Маркса, 61. Это было в декабре 1990 года.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Преподаватель Усть-Илимской районной детской школы искусств удостоена престижной премии Минкультуры РФ

Пять преподавателей из Иркутской области стали лауреатами премии Министерства культуры Российской Федерации. Эту премию ежегодно вручают лучшим преподавателям в сфере музыкального искусства детских школ искусств, училищ и вузов за достижения в педагогической деятельности. В числе лауреатов – педагог Усть-Илимской районной детской школы искусств Ирина Алексеевна Акимова.

Подробнее
10-й микрорайон: в направлении развития

На днях жители отметили 34-й день рождения 10-го микрорайона. Он берет свое начало со сдачи в эксплуатацию первого дома по улице Карла Маркса, 61. Это было в декабре 1990 года.

Подробнее