Сегодня в рубрике «Усть-Илимск: моя история», посвященной предстоящему 50-летию нашего города, мы расскажем о ветеране города Усть-Илимска и Иркутской области Владимире Мусорине, который являлся участником строительства «трассы мужества», перекрытия Ангары, а также организатором многих добрых дел.
Трасса Братск – Усть-Илимск для Владимира Дмитриевича началась в апреле 1965 года. Тогда сбылась заветная мечта симпатичного парня из Алтая – побывать на героической стройке.
К этому времени Владимир вступил в комсомол, получил водительское удостоверение и успел заработать на заветный билет до Братска. В управлении автотранспорта предложили работу в городе, но сердце его рвалось дальше – на Усть-Илим! И вот он, впервые в жизни, летит на небольшом пассажирском самолете в поселок Воробьево, оттуда автобусом добирается до Эдучанки. В этот же день устраивается водителем АТУ-8, приняв самосвал ЗИЛ-585. «Я был счастлив в тот момент, – вспоминает Владимир Мусорин. – У меня было все, к чему стремилась моя душа три последних года. В свои 19 лет я стал участником величайшей сибирской стройки – Усть-Илимской ГЭС, членом знаменитого трудового коллектива Братскгэсстроя!»
Трудностей впереди было много, но всех объединяло одно желание – как можно быстрее отсыпать трассу и приступить к строительству города и плотины у Толстого мыса. Этим жили дорожники, механизаторы, специалисты буровзрывных работ и, конечно же, автомобилисты.
Эдучанка – центр строительства трассы
– Молодых да зеленых, как я, в Эдучанке было не много, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – В большинстве водителями и механизаторами работали парни, отслужившие армию. Многие проходили службу в группах советских войск в ГДР, Венгрии, Чехословакии и поэтому уже имели за плечами определенный водительский опыт. Местное население Эдучанки составляли заключенные отдельного лагерного пункта (ОЛП-26), с которыми приходилось тесно общаться в быту и на работе.
В 1965 году поселок Эдучанка стал центром строительства трассы. Здесь находились управление строительства Усть-Илимской ГЭС, управление строительства дорог, один из дорожных участков, механизаторы. Также в поселке размещалось подразделение знаменитого Гидроспецстроя, которому было поручено проведение буровзрывных работ. Силами отдела рабочего снабжения Братскгэсстроя была организована работа магазинов, столовой и котлопунктов на трассе. Открылись здравпункт, клуб, библиотека, баня, прачечная, школа рабочей молодежи, даже появилась поляна для игры в футбол.
Сибирская погода преподносила автомобилистам испытания: зимняя стужа, после нее – весенняя распутица, а в жаркие летние дни моторы грелись так, что водители, сидя в раскаленных кабинах, быстро уставали. И все же трасса уходила все дальше: и к Толстому мысу, и в сторону Братска.
– В июне 1966 года началась массовая перевозка грузов из Братска на Усть-Илим. Эдучанка стала одним из диспетчерских пунктов, где водители могли отдохнуть и получить техническую помощь, – вспоминает Владимир Мусорин. – Позже АТУ-8 было передислоцировано на Усть-Илим, его гараж в Эдучанке заняла автоколонна из АТУ-4. ОЛП-26 переключили на строительство поселка лесозаготовителей на правом берегу Эдучанки. Зимой 1967 года несколько бригад из ОЛП-26 в автобудках ежедневно возили на работу в котлован Усть-Илимской ГЭС.
Он участвовал в перекрытии
На два с половиной года молодому водителю пришлось покинуть великую стройку по причине призыва в армию. Служил Мусорин в Забайкальском военном округе водителем, был комсоргом роты, вскоре стал кандидатом в члены КПСС.
Демобилизовавшись, Владимир вернулся в АТУ-8 и с 1968 года работал на Усть-Илиме. Возил на ЗИЛ-157 материалы для строящихся в левобережье крупнопанельных домов, перевозил имущество и домашних животных жителей села Банщиково, уходящего под затопление, доставлял грузы по ледовой дороге через торосы Ангары в Тушаму и Кеуль. Это время ознаменовалось встречей Владимира с его будущей супругой Ольгой, которая работала мастером на строительстве домов. Они, как и все, с нетерпением ожидали главного предстоящего события – перекрытия Ангары. Тогда среди водительских бригад велась настоящая борьба за право первыми начать отсыпку. Первые места в этом соцсоревновании заняли бригады Александра Поселенова и комсомольско-молодежного коллектива Владимира Ульковского, они и начали в торжественных условиях встречную отсыпку. Затем по приказу начальника АТУ-8 Игоря Пашкова к работе подключились все исправные КрАЗы. За 10 лет до этого Игорь Михайлович в качестве водителя самосвала перекрывал Ангару в Братске. Тогда перекрытие было другое – фронтальное, с моста. Техника того времени не давала других вариантов. А теперь под руководством Пашкова было более 100 кременчугских 12-тонников. При четкой организации их работы была надежда на успех. И коллектив АТУ-8 сработал отлично – за 44 часа непрерывной отсыпки могучая Ангара была перекрыта! Сбылась еще одна мечта Владимира – он участвовал в перекрытии Ангары: возил скальник из 45-го карьера.
В этом же 1969 году Владимир Мусорин заочно поступил в Иркутский политехнический институт, а когда перешел на 2-й курс, его назначили начальником автоколонны. Параллельно с производственными делами кипела и общественная работа: субботники, конкурсы самодеятельности, социалистические соревнования, создание комсомольско-молодежных бригад.
С этого времени прошло больше полувека. Построены Усть-Илимская ГЭС, лесопромышленный комплекс, по автомобильной трассе проходят маршруты междугородних автобусов. «Но, к сожалению, все меньше остается людей, строивших автодорогу Братск – Усть-Илимск, – говорит Владимир Дмитриевич. – Уже сейчас предаются забвению не только события времен строительства «трассы мужества», но и периода работы Тунгусской экспедиции Иркутского управления геологии в 1957–1961 гг., база которой располагалась в Воробьево. Многие жители села предоставляли кров для геологов, вместе с ними работали на маршрутах, трудились на буровых вышках. Они могли бы многое рассказать. Значение работы экспедиции – колоссальное. Например, была установлена алмазоносность аллювиальных отложений бассейнов рек Нижняя Тунгуска, Кова, Илим, Тушама. После геологов остались просеки – контуры, тракторные дороги, которые помогали осваивать эти места в дальнейшем».
Работа партийная – часть его жизни
Отдельную веху в биографии нашего героя занимает активная партийная работа. В 1976 году Владимир Мусорин, как руководитель партийной организации автомобилистов Братскгэсстроя на Усть-Илиме, принимал участие в приеме прибывшего из Болгарии молодежного стройотряда имени Георгия Димитрова. Для иностранных гостей были созданы все условия для работы и отдыха. Болгары стали отдельной автоколонной. Полезным оказался для них опыт по созданию комсомольско-молодежных бригад, организации соревнования между ними и бригадами-побратимами. Хорошие товарищеские отношения сложились у Владимира Дмитриевича с начальником автоколонны Виктором Простовым и командиром отряда Стефаном Станевым, а с комсоргом отряда Валентином Петровым он до сих пор поддерживает связь.
Умение работать с людьми, выстраивать отношения между организациями пригодилось Владимиру Мусорину и после великих строек, когда УАТ из Братскгэсстроя передали в городское пассажирское автотранспортное предприятие. По приглашению директора Усть-Илимского АТП Сергея Васильевича Деньгина Владимир Дмитриевич занял должность его заместителя по кадрам и воспитательной работе. «Быть лучшими в труде и спорте!» – под таким девизом строило свою работу руководство автопредприятия. И город видел плоды этой работы. На пассажирских маршрутах – всегда чистые автобусы с эмблемой Усть-Илимска, водитель и кондуктор – в красивой форменной одежде. А главное, сбылась мечта жителей – на основных маршрутах интервал между автобусами не превышал 7 минут. Также Владимир Мусорин стал организатором одной из лучших в городе команд по футболу и хоккею с мячом «Спартак» Усть-Илимского АТП. К сожалению, решение городских властей о реорганизации АТП и последующая приватизация привели к полной ликвидации предприятия…
В дальнейшем, проявляя свой партийный настрой, по решению инициативной группы устьилимцев в 1998 году Мусорин едет в Москву на учредительный съезд партии «Отечество». Вернувшись, он выступил в газете «Усть-Илимская правда» с информацией о съезде, призывая в ряды партии всех, «кому за державу обидно». За полгода численность городской ячейки партии «Отечество» превысила 600 человек. Владимир Дмитриевич руководил ее работой, учился сам и учил других. Опыт этот пригодился потом во время проведения выборных кампаний в государственные и местные органы управления. Партийцы мечтали о том, чтобы к власти пришли достойные и грамотные люди, и много над этим работали. После объединения партий «Отечество» и «Единство» в партию «Единая Россия» Владимир Мусорин долгие годы руководил исполкомом Усть-Илимского городского отделения этой партии.
В настоящее время Владимир Дмитриевич занимается исследовательской работой. Вместе с сыном он создал фотоальбом, посвященный легендарному АТУ-8, собирает воспоминания первопроходцев. Часть этого сборника уже передана в Центральную городскую библиотеку и размещена на сайте «Народная энциклопедия». Это значит, что сбылась еще одна мечта нашего героя.
Наталья ИВАНИШИНА | Фото Антона АНЧУТИНА и из архива Владимира Мусорина
Актуально
Информацией об этом поделилась глава города Анна Щекина в своих соцсетях.
ПодробнееПремьера нового спектакля, выставка живописи и графики и поэтический вечер. Планируем досуг с 29 марта по 4 апреля.
ПодробнееВ этом году за это звание боролись 13 учащихся общеобразовательных учреждений города.
ПодробнееСамое читаемое
С каждым годом все острее встает проблема оттока молодежи из нашего города. Отчасти решить ее могло бы строительство нового здания техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг.
ПодробнееБолее 300 сотрудников филиалов Группы «Илим» в Усть-Илимске и членов их семей отдохнули 16 марта на Дне здоровья в детском лагере «Лосенок».
ПодробнееУсть-Илимск снова участвует во Всероссийском конкурсе создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. В этот раз – с набережной в правобережье, за ее благоустройство свои голоса отдало большинство горожан.
ПодробнееОбсуждаемое в категории
Информацией об этом поделилась глава города Анна Щекина в своих соцсетях.
ПодробнееВ этом году за это звание боролись 13 учащихся общеобразовательных учреждений города.
ПодробнееНа портале Госуслуг можно создать черновик заявления.
ПодробнееРеферальная программа Группы «Илим» по трудоустройству.
Вознаграждение за привлечение нового сотрудника – 15 000 рублей.
Кого можно рекомендовать:
-члены семьи,
- друзья,
- коллеги с предыдущих мест работы,
- знакомые, не трудоустроенные на предприятиях АО «Группа «ИЛИМ»,
- бывшие сотрудники, не работающие в компании последние 12 месяцев.
Что нужно сделать для участия в программе:
- заполнить заявку на участие,
- передать заявку в отдел по найму, обучению и развитию персонала лично или по электронной почте.
При возникновении вопросов обращайтесь:
- Светлана Мельникова - svetlana.melnikova@usk.ilimgroup.ru, тел. 92102, 89246042844
- Людмила Шинкаренко - lyudmila.shinkarenko@usk.ilimgroup.ru, тел. 91116