Мечты сбываются!
14:20 2022.02.18 (обновлено: 14:23 2022.02.18)

Сегодня в рубрике «Усть-Илимск: моя история», посвященной предстоящему 50-летию нашего города, мы расскажем о ветеране города Усть-Илимска и Иркутской области Владимире Мусорине, который являлся участником строительства «трассы мужества», перекрытия Ангары, а также организатором многих добрых дел.

Трасса Братск – Усть-Илимск для Владимира Дмитриевича началась в апреле 1965 года. Тогда сбылась заветная мечта симпатичного парня из Алтая – побывать на героической стройке.

К этому времени Владимир вступил в комсомол, получил водительское удостоверение и успел заработать на заветный билет до Братска. В управлении автотранспорта предложили работу в городе, но сердце его рвалось дальше – на Усть-Илим! И вот он, впервые в жизни, летит на небольшом пассажирском самолете в поселок Воробьево, оттуда автобусом добирается до Эдучанки. В этот же день устраивается водителем АТУ-8, приняв самосвал ЗИЛ-585. «Я был счастлив в тот момент, – вспоминает Владимир Мусорин. – У меня было все, к чему стремилась моя душа три последних года. В свои 19 лет я стал участником величайшей сибирской стройки – Усть-Илимской ГЭС, членом знаменитого трудового коллектива Братскгэсстроя!»

Трудностей впереди было много, но всех объединяло одно желание – как можно быстрее отсыпать трассу и приступить к строительству города и плотины у Толстого мыса. Этим жили дорожники, механизаторы, специалисты буровзрывных работ и, конечно же, автомобилисты.

 

Эдучанка – центр строительства трассы

 

 

– Молодых да зеленых, как я, в Эдучанке было не много, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – В большинстве водителями и механизаторами работали парни, отслужившие армию. Многие проходили службу в группах советских войск в ГДР, Венгрии, Чехословакии и поэтому уже имели за плечами определенный водительский опыт. Местное население Эдучанки составляли заключенные отдельного лагерного пункта (ОЛП-26), с которыми приходилось тесно общаться в быту и на работе.

 В 1965 году поселок Эдучанка стал центром строительства трассы. Здесь находились управление строительства Усть-Илимской ГЭС, управление строительства дорог, один из дорожных участков, механизаторы. Также в поселке размещалось подразделение знаменитого Гидроспецстроя, которому было поручено проведение буровзрывных работ. Силами отдела рабочего снабжения Братскгэсстроя была организована работа магазинов, столовой и котлопунктов на трассе. Открылись здравпункт, клуб, библиотека, баня, прачечная, школа рабочей молодежи, даже появилась поляна для игры в футбол.

Сибирская погода преподносила автомобилистам испытания: зимняя стужа, после нее –  весенняя распутица, а в жаркие летние дни моторы грелись так, что водители, сидя в раскаленных кабинах, быстро уставали. И все же трасса уходила все дальше: и к Толстому мысу, и в сторону Братска.

– В июне 1966 года началась массовая перевозка грузов из Братска на Усть-Илим.  Эдучанка стала одним из диспетчерских пунктов, где водители могли отдохнуть и получить техническую помощь, – вспоминает Владимир Мусорин. – Позже АТУ-8 было передислоцировано на Усть-Илим, его гараж в Эдучанке заняла автоколонна из АТУ-4. ОЛП-26 переключили на строительство поселка лесозаготовителей на правом берегу Эдучанки. Зимой 1967 года несколько бригад из ОЛП-26 в автобудках ежедневно возили на работу в котлован Усть-Илимской ГЭС.

 

Он участвовал в перекрытии

 

 

На два с половиной года молодому водителю пришлось покинуть великую стройку по причине призыва в армию. Служил Мусорин в Забайкальском военном округе водителем,  был комсоргом роты, вскоре стал кандидатом в члены КПСС.

Демобилизовавшись, Владимир вернулся в АТУ-8 и с 1968 года работал на Усть-Илиме. Возил на ЗИЛ-157 материалы для строящихся в левобережье крупнопанельных домов, перевозил имущество и домашних животных жителей села Банщиково, уходящего под затопление, доставлял грузы по ледовой дороге через торосы Ангары в Тушаму и Кеуль. Это время ознаменовалось встречей Владимира с его будущей супругой Ольгой, которая работала мастером на строительстве домов. Они, как и все, с нетерпением ожидали главного предстоящего события – перекрытия Ангары. Тогда среди водительских бригад велась настоящая борьба за право первыми начать отсыпку. Первые места в этом соцсоревновании заняли бригады Александра Поселенова и комсомольско-молодежного коллектива Владимира Ульковского, они и начали в торжественных условиях встречную отсыпку. Затем по приказу начальника АТУ-8 Игоря Пашкова к работе подключились все исправные КрАЗы. За 10 лет до этого Игорь Михайлович в качестве водителя самосвала перекрывал Ангару в Братске. Тогда перекрытие было другое – фронтальное, с моста. Техника того времени не давала других вариантов. А теперь под руководством Пашкова было более 100 кременчугских 12-тонников. При четкой организации их работы была надежда на успех. И коллектив АТУ-8 сработал отлично – за 44 часа непрерывной отсыпки могучая Ангара была перекрыта! Сбылась еще одна мечта Владимира – он участвовал в перекрытии Ангары: возил скальник из 45-го карьера.

В этом же 1969 году Владимир Мусорин заочно поступил в Иркутский политехнический институт, а когда перешел на 2-й курс, его назначили начальником автоколонны. Параллельно с производственными делами кипела и общественная работа: субботники, конкурсы самодеятельности, социалистические соревнования, создание комсомольско-молодежных бригад.

С этого времени прошло больше полувека. Построены Усть-Илимская ГЭС, лесопромышленный комплекс, по автомобильной трассе проходят маршруты междугородних автобусов. «Но, к сожалению, все меньше остается людей, строивших автодорогу Братск – Усть-Илимск, – говорит Владимир Дмитриевич. – Уже сейчас предаются забвению не только события времен строительства «трассы мужества», но и периода работы Тунгусской экспедиции Иркутского управления геологии в 1957–1961 гг., база которой располагалась в Воробьево. Многие жители села предоставляли кров для геологов, вместе с ними работали на маршрутах, трудились на буровых вышках. Они могли бы многое рассказать. Значение работы экспедиции – колоссальное. Например, была установлена алмазоносность аллювиальных отложений бассейнов рек Нижняя Тунгуска, Кова, Илим, Тушама. После геологов остались просеки – контуры, тракторные дороги, которые помогали осваивать эти места в дальнейшем».

 

Работа партийная – часть его жизни

Отдельную веху в биографии нашего героя занимает активная партийная работа. В 1976 году Владимир Мусорин, как руководитель партийной организации автомобилистов Братскгэсстроя на Усть-Илиме, принимал участие в приеме прибывшего из Болгарии молодежного стройотряда имени Георгия Димитрова. Для иностранных гостей были созданы все условия для работы и отдыха. Болгары стали отдельной автоколонной. Полезным оказался для них опыт по созданию комсомольско-молодежных бригад, организации соревнования между ними и бригадами-побратимами. Хорошие товарищеские отношения сложились у Владимира Дмитриевича с начальником автоколонны Виктором Простовым и командиром отряда Стефаном Станевым, а с комсоргом отряда Валентином Петровым он до сих пор поддерживает связь.

Умение работать с людьми, выстраивать отношения между организациями пригодилось Владимиру Мусорину и после великих строек, когда УАТ из Братскгэсстроя передали в городское пассажирское автотранспортное предприятие. По приглашению директора Усть-Илимского АТП Сергея Васильевича Деньгина Владимир Дмитриевич занял должность его заместителя по кадрам и воспитательной работе. «Быть лучшими в труде и спорте!» – под таким девизом строило свою работу руководство автопредприятия. И город  видел  плоды  этой  работы. На пассажирских маршрутах – всегда чистые автобусы с эмблемой Усть-Илимска, водитель и кондуктор – в красивой форменной одежде. А главное, сбылась мечта жителей – на основных маршрутах интервал между автобусами не превышал 7 минут. Также Владимир Мусорин стал организатором одной из лучших в городе команд по футболу и хоккею с мячом «Спартак» Усть-Илимского АТП. К сожалению, решение городских властей о реорганизации АТП и последующая приватизация привели к полной ликвидации предприятия…

В дальнейшем, проявляя свой партийный настрой, по решению инициативной группы устьилимцев в 1998 году Мусорин едет в Москву на учредительный съезд партии «Отечество». Вернувшись, он выступил в газете «Усть-Илимская правда» с информацией о съезде, призывая в ряды партии всех, «кому за державу обидно». За полгода численность городской ячейки партии «Отечество» превысила 600 человек. Владимир Дмитриевич руководил ее работой, учился сам и учил других. Опыт этот пригодился потом во время проведения выборных кампаний в государственные и местные органы управления. Партийцы мечтали о том, чтобы к власти пришли достойные и грамотные люди, и много над этим работали. После объединения партий «Отечество» и «Единство» в партию «Единая Россия» Владимир Мусорин долгие годы руководил исполкомом Усть-Илимского городского отделения этой партии.

В настоящее время Владимир Дмитриевич занимается исследовательской работой. Вместе с сыном он создал фотоальбом, посвященный легендарному АТУ-8, собирает воспоминания первопроходцев. Часть этого сборника уже передана в Центральную городскую библиотеку и размещена на сайте «Народная энциклопедия». Это значит, что сбылась еще одна мечта нашего героя.

 

Наталья ИВАНИШИНА | Фото Антона АНЧУТИНА и из архива Владимира Мусорина

Актуально

Мошенники начали рассылать сообщения от имени мэра Усть-Илимска

Информацией об этом поделилась глава города Анна Щекина в своих соцсетях.

Подробнее
Пронзительная история

Премьера нового спектакля, выставка живописи и графики и поэтический вечер. Планируем досуг с 29 марта по 4 апреля.

Подробнее
27 марта в Усть-Илимске выбрали «Лучшего ученика года-2024»

В этом году за это звание боролись 13 учащихся общеобразовательных учреждений города. 

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

Мошенники начали рассылать сообщения от имени мэра Усть-Илимска

Информацией об этом поделилась глава города Анна Щекина в своих соцсетях.

Подробнее
27 марта в Усть-Илимске выбрали «Лучшего ученика года-2024»

В этом году за это звание боролись 13 учащихся общеобразовательных учреждений города. 

Подробнее