«Вся жизнь – дорога…»
10:00 2021.10.29 (обновлено: 14:51 2021.10.28)

31 октября водители нашей страны отметят свой профессиональный праздник – День автомобилиста.

День автомобилиста учредили 15 января 1976 года, тогда был принят указ «О Дне работников автотранспорта». Спустя четыре года вышел новый указ, в соответствии с которым праздник переименовали в День автомобилиста. Его назначили на последний день четвертой недели октября. В 1996 году к автомобилистам приравняли дорожников,  праздник получил название День работников автотранспорта и дорожного хозяйства. В 2000 году указом президента России даты разделили. Профессиональный праздник работников дорожного хозяйства стали отмечать в третье воскресенье октября, а День  автомобилиста – в последнее воскресенье этого же месяца.

В канун Дня автомобилиста расскажем о водителе лесовоза автоколонны №1 филиала Группы «Илим» в Усть-Илимском районе Александре Сидориче. Он считает технику своим самым большим увлечением в жизни. Хотя о профессии водителя никогда не мечтал, но вот уже седьмой год почти ежедневно управляет огромным лесовозом Volvo. А вообще за его плечами – почти 20 лет водительского стажа.

Все начинается с отца

Как признается Александр, о профессии водителя никогда не грезил. «Как-то само собой так получилось, что вся жизнь стала дорогой, – рассказывает он и одновременно рассуждает. – Наверное, это судьба, а еще потому, что техника – это мое. С детства любил и понимал механизмы и машины».

Александр Сидорич родился в Казахстане в городе Усть-Каменогорске. Любовь к технике, к машинам ему привил отец Вячеслав Николаевич – профессиональный водитель, работал на грузовых автомобилях, занимался междугородними перевозками, возил различные грузы. Всегда к технике относился уважительно и такое же отношение к машинам воспитал у сына. В детстве Александр все свободное время проводил с отцом, иногда даже в поездках его сопровождал, но чаще в гараже помогал ремонтировать машины. А их в семье было несколько. И легковая «Нива», и грузовой ГАЗ-53, а также мотоцикл «Урал».

«Первый раз я сел за руль автомобиля, наверное, в шесть лет. Правда, сидел на коленях у отца, но ощущения все равно были удивительные! Папа даже включил какую-то передачу, и я управлял машиной. Это было незабываемо! До сих пор помню чувство восторга и того, как машина меня слушается. А когда я подрос, мне было примерно 11 лет, папа стал учить меня самостоятельно управлять автомобилем. Это была «Нива». Хоть и «механика», но на ней было проще учиться, есть низкие передачи, со сцеплением проще работать. Когда стал постарше, пересел на ГАЗ-53. И, конечно, гонял на мотоцикле. Мы его, кстати, с отцом сами перебрали до винтика. Когда приобрели, он не работал, пришлось восстанавливать. Было непросто, но интересно», – вспоминает Александр.

Тернистый путь в профессию

После школы Александр Сидорич решил поступать в училище. Выбрал профессию станочника. А вообще всегда мечтал о небе и самолетах. И даже пробовал поступить в летное военное училище, но не прошел по здоровью. Комиссия не пропустила молодого парня в училище с небольшим минусом по зрению. Но свою юношескую мечту он все же осуществил, правда, уже в Усть-Илимске…

К окончанию техникума семья Александра переехала в Алтайский край. Не успел обосноваться на новом месте, как пришла повестка в армию. Отслужив два года в ракетных войсках стратегического назначения, вернулся домой. И после армии, признается, работал, где придется: и в дорожной службе, и в котельной, и даже на сырзаводе обслуживал оборудование.

Судьбу изменил приезд родственницы. Она позвала в Усть-Илимск. И Александр, как он вспоминает, быстро согласился на переезд.

В Усть-Илимск приехал в 2001 году и здесь тоже долго не мог определиться с работой. И на ТЭЦ трудился, и на пилораме работал. А потом случайно попал в компанию, занимающуюся междугородними перевозками. «Мой дядя работал там на КамАЗе, возил грузы в разные города. А я скучал по технике, поэтому в свободное время помогал ему ремонтировать машину. Приходил к нему в гараж и просто помогал, мне было интересно. А спустя какое-то время пригласили меня на работу обслуживать и ремонтировать технику. Дали три КамАЗа, за ними все успевал делать. А через два года предложили работать водителем на межгороде. Возил все: и продукты, и фрукты, и стройматериалы, и многое другое, – говорит Александр. – Есть в этом какая-то романтика! И с годами она не проходит, хоть и сотни раз проехал по одному маршруту».

Мечта почти сбылась

В 2011 году, когда в семье Александра и его супруги Аллы подросла дочь Арина, он решил поступить в вуз. Выбрал в Иркутске филиал Московского университета гражданской авиации. Как говорит, хоть так, но осуществил свою юношескую мечту. Учился на специальности «обслуживание и ремонт самолетов». Кстати, поступил на бюджетное место. Не скрывает, что было сложно. Надо было сдать четыре экзамена. А когда окончил школу и техникум больше десяти лет назад, садиться за учебники ой как непросто. Но мечта есть мечта, и ради нее Александр был готов сидеть за книгами вечерами и ночами. И упорство дало свои результаты: он поступил на заочное отделение. Шесть лет учебы пролетели быстро. Диплом защитил с отличием, а вот устроиться по специальности не получилось. Но расстраиваться из-за неудач – не в его характере. К тому же в тот момент он уже работал в Группе «Илим». Компания, по его словам, стабильная, достойная, с ней он уверен в завтрашнем дне.

Для лесовоза требуется подготовка

В филиал Группы «Илим» в Усть-Илимском районе Александр Сидорич пришел в 2015 году. Предприятие, где до этого он занимался междугородними перевозками, закрылось. Он вспоминает, были мысли даже уехать из Усть-Илимска. Но потом друзья и знакомые все-таки уговорили его пойти на лесовоз. И не просто к какому-то «частнику», а в Группу «Илим», где «все стабильно и официально». «Я когда еще работал на КамАЗе, видел: на трассе стали появляться большие, красивые, мощные машины SISU. И, конечно, хотелось поработать на них. Это, наверное, и подкупило в итоге меня. В мае 2015 года меня взяли на стажировку. Моим наставником стал Евгений Усманов, с которым потом в одном экипаже я проработал почти шесть лет. Работать было легко, да и наставник попался опытный, интересно и понятно все объяснял. И вы не поверите, какой я испытал восторг, когда впервые управлял лесовозом. Это совсем не то, что сидеть за рулем КамАЗа! Я и сейчас испытываю такие же ощущения при управлении лесовозом, но при этом твердо убежден, что выбор в пользу профессии водителя лесовоза должны делать только подготовленные и максимально организованные люди», – отмечает водитель.

Сегодня за плечами Александра 6 лет стажа водителем лесовоза: «Каждый рейс и каждый пройденный километр – это новый опыт. Никогда не бывает одинакового рейса, даже если ты едешь по известному тебе маршруту. Разные ситуации могут произойти на дороге, и к ним надо быть готовым. Сейчас для нас наступает один из самых сложных периодов в работе – гололед. И он требует от водителя высокой психоэмоциональной концентрации на дороге. В такие моменты, да, впрочем, и всегда на дороге важны уважение, поддержка и взаимовыручка. И я сам всегда помогаю людям, если вижу, что им требуется помощь».

Сегодня Александр управляет автомобилем Volvo. В экипаже с ним работают Дмитрий Дробик, Сергей Понамарев и Серикжан Байсанов. Он отмечает, экипаж – это как вторая семья, в нем важен психологический климат. С этими людьми ему комфортно и спокойно работать. Несмотря на то что Сергей и Серикжан недавно работают, притирка характеров прошла быстро, все понимают цели и задачи своей работы, а также знают, что от каждого из них зависит и объем привезенного леса, и работоспособность машины.

Водитель-наставник

– Спустя два года работы в Группе «Илим» мне предложили стать водителем-наставником. Признаюсь, было неожиданно. Ведь к тому моменту я не отработал на предприятии еще трех лет, а стаж для наставничества имеет значение. Но, видимо, тогда начальник автоколонны Дмитрий Алексейчук что-то увидел во мне, раз, заметив мое колебание, сказал, что я точно справлюсь, -–рассказывает Александр.

А я добавлю: выбор тогда на него пал совсем неслучайно. В автоколонне №1 с первых дней работы Александра Сидорича поняли: за что берется этот человек, будет доведено до совершенства. С такой же ответственностью относится он и к своим профессиональным обязанностям.

– Когда мне предложили стать наставником, я был в отпуске у родителей. И мысль о педагогической деятельности не покидала меня все оставшиеся дни отпуска. Ведь одно дело самому водить лесовоз, и совсем другое – обучать кого-то. Стал изучать методики обучения, читать книги, потому что до этого момента опыта преподавания у меня не было. Мне повезло с первым стажером. Именно он своим прилежанием, вниманием вселил в меня уверенность в том, что все делаю правильно, – вспоминает наставник.

Сегодня Александр уже сбился со счета, сколько у него было стажеров. Но говорит, что примерно 20 процентов нынешних водителей лесовозов – его ученики. И ему приятно осознавать, что именно он помог им освоиться в профессии. Сейчас у него – два новых стажера. За четыре года работы наставником он, конечно, уже наработал свои методы обучения, научился понимать людей буквально с первых минут общения.

А вообще говорит, люди приходили разные, были и такие, которые не поддавались обучению. Были и те, кто после первого рейса больше не вышли на работу. Но в основном люди приходят сюда с четким желанием научиться работать. И их, в первую очередь, наставник учит самому главному правилу работы на дороге – водитель всегда должен возвращаться домой. И для него самого безопасность на дороге – это самое важное. Ведь каждый раз после рейса он торопится домой к жене и двум дочкам – Арине и Александрине, для которых папа –  главный герой во всем.

 

Оксана КВИНТ | Фото Милены ПЬЯНКОВОЙ 

Актуально

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее