Лесозаготовка в автономном формате
14:22 2021.08.27 (обновлено: 14:26 2021.08.27)

На полуострове Дальний, в Нижнеилимском районе Иркутской области, бригада «Сибирь» филиала в Усть-Илимском районе проводит уже пятый летний сезон. Мы приехали сюда, чтобы своими глазами увидеть, как работают лесозаготовители в почти автономном режиме.

На стане нас встречают уже знакомые по прошлым визитам в бригаду мастера леса Кирилл Канн и Сергей Почуев. Рассказывают, что перебазируются сюда с началом навигации, обычно – в конце мая. Первыми в Дальний доставляют валочные машины. После того, как те подготавливают определенный объём древесины для вывозки, перебазируют остальную технику. В Дальнем лес неплохой, но много перестоянного, поэтому его нужно осваивать. Спрашиваю, чем отличается работа в условиях полуострова.

- Лесозаготовка, например, технологически ничем не отличается, - отвечает Кирилл Канн. – Производственная программа корректируется каждый месяц независимо от того, где ты работаешь. Сейчас мы готовим пиловочник 4.0, «четвёру» и балансы. Вообще за этот сезон в Дальнем мы должны заготовить 134 тысячи кубометров пиловочника и 260 тысяч кубометров балансов. Отличия - не в технологии, а в транспортировке и леса, и людей.

Сезон в Дальнем заканчивается в конце октября. Получается, что ограниченный контингент «Илима» работает здесь почти полгода. Уходя с полуострова, лесозаготовители, как они сами говорят, должны «прибрать всё».

- Здесь нет возможности оставить «летник» и вывезти его потом, с наступлением морозов, - рассказывает начальник производства лесозаготовок №2 Максим Михайлов. – Когда сезон заканчивается, первыми перебазируем «на материк» валочные машины, процессоры и скиддеры, а остальную технику (лесовозы, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и тому подобное), а также людей – по мере вывозки и переработки леса. Времени мало, и, чтобы выполнить поставленные задачи, все здесь работают слаженно: мы, автотранспортники, дорожники, контролеры леса, сплавная зона.

Мастера говорят, что из-за большой удаленности и необходимости переправляться на пароме пересменки здесь гораздо продолжительней: 6-8 часов (обычно - 2-3). А если погода плохая, шторм, то парома придется ждать очень долго.

На вывозке – самые опытные

Пока беседуем, в вагончик заходит начальник смены автоколонны лесовозного транспорта №1 Александр Курачев. «На ловца и зверь бежит», - сказали мастера, поясняя, что главное отличие работы ограниченного контингента «Илима» в Дальнем – в способе транспортировке древесины.

- Наша автоколонна перебазировалась в Дальний вместе с лесозаготовителями, - поясняет Александр Курачев. – Работаем весь сезон, и перевозим древесину не на биржу, а в сплавную зону. Там ее учитывают, штабелируют, а затем в плотах и на баржах переправляют к месту назначения. Задача начальника смены - обеспечить бесперебойную и безопасную работу лесовозного транспорта, координацию вывозки, лесозаготовки, сплавной зоны.

Из-за сложных дорожных условий в Дальнем на вывозке леса задействованы самые ответственные и опытные водители.

- Сейчас, например, сухо, дорога хорошая, но пыльно очень, - рассказывает начальник смены, пока мы идем к машине, чтобы ехать на деляну. – Здесь пыль – как мука. Когда встречный транспорт проходит, она поднимается в огромное облако, и все сбавляют скорость и работают на рациях, предупреждая позади идущие машины. Но стоит хотя бы трем каплям дождя упасть, эта «мука» превращается в «мыло», машины плывут по нему. Нормальную работу в таких условиях могут обеспечить только опытные люди. 

Пока на вывозке леса с делян задействованы 11 автопоездов, в экипаже – по два человека. В плане - ввести в работу 18 машин. У автотранспортников – свой стан, расположен он около поселка Заморский. Как и лесозаготовители, в Дальнем водители работают вахтами по семь дней.

- Мы здесь живем дружно, - сказал Александр Курачев. – Главное в этих условиях – взаимовыручка. Все друг другу помогают и за всем «приглядывают», иначе нельзя. Все вместе мы и с пожарами боремся - в этом году здесь два возгорания было. Сейчас бригада «Простор» окарауливает возгорание в 64-м квартале. Вообще в Дальнем годами работают почти одни и те же люди – что лесозаготовители, что связисты, что водители лесовозов. Самое главное их качество – ответственность.

На деляне

От стана до деляны - 12 километров. Деляна – «свежая», на нее зашли в два часа ночи. Дорога тоже свежая. Бульдозер здесь отработал недавно, воздух наполнен пряным ароматом свежей земли, коры, листвы и травы. Пахнет очень “вкусно” - открываем с фотокорреспондентом Миленой Пьянковой окна машины шире.

На лесосеке - две валочные машины. Они рычат, собирая сосны в «букеты». Здесь же работает скиддер - складывает эти «букеты» в штабели. По сравнению с валочными машинами мне он кажется тихим малым, но довольно шустрым. Кирилл Канн говорит, что процессоров на деляне пока нет: они заканчивают обработку древесины на предыдущем участке. Вот машины повернули в нашу сторону: время пересменки. Вахту сдают машинисты трелевочной машины Александр Веревкин и Евгений Мусиенко.

Мы машем Евгению Мусиенко и радуемся, что наконец-то увидели его в работе, ведь в предыдущие наши визиты в бригаду его машина была в ремонте. Евгений - постоянный герой наших фоторепортажей из бригады, поэтому немного смущается, когда мы просим снова позировать. На пару с Миленой настаиваем, как можем – и уговорами, и улыбками.

- Плакат выцвел, надо обновить, фотографируйся! - это Кирилл Канн приходит нам на выручку.

Обещаем больше не приставать. Евгений сдается. Отличный кадр!

Тем временем на деляну подъехала машина сервисных механиков «Тимбермаш Байкал», подрядчика, который обслуживает технику «Джон Дир», работающую в филиале. В «Сибирь» механики приехали для проверки систем пожаротушения на машинах.

- Мы взвешиваем азотные баллоны, которые при возгораниях приводят в действие порошковую систему, говорит сервисный механик «Тимбермаш Байкал» Валерий Бабков. - На каждом баллоне указано, сколько унций он должен весить. С собой у нас весы – сверяем. Также проверяем датчики обнаружения пожара.

Спрашиваю у Максима Михайлова, где сейчас бригада «Простор», также входящая в состав производства лесозаготовок №2. Оказывается, недалеко. Однако заехать туда у нас не получается: времени в обрез - только чтобы побывать в сплавной зоне и потом успеть на паром. Но Максим заверил, что о работе «Простора» узнаем из первых уст на переправе: вместе с нами с вахты будет возвращаться мастер этой бригады Александр Шангин. Отправляемся в сплавную зону. 

Продолжение следует

Наталья ФИРСОВА | Фото Милены ПЬЯНКОВОЙ

Актуально

С 28 апреля в Усть-Илимске начнутся муниципальные сезонные перевозки пассажиров по дачным маршрутам

Об этом сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин.

Подробнее
Нарушителей призвали к ответу

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил дорожного движения и правил благоустройства провели 18 апреля во дворах усть-илимских домов специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Месячник по очистке территорий начался в Усть-Илимске 15 апреля

Как рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, все предприниматели, юридические лица, управляющие компании должны навести на своих территориях порядок.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

С 28 апреля в Усть-Илимске начнутся муниципальные сезонные перевозки пассажиров по дачным маршрутам

Об этом сообщил председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин.

Подробнее
Нарушителей призвали к ответу

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил дорожного движения и правил благоустройства провели 18 апреля во дворах усть-илимских домов специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Месячник по очистке территорий начался в Усть-Илимске 15 апреля

Как рассказал председатель комитета городского благоустройства Антон Байбородин, все предприниматели, юридические лица, управляющие компании должны навести на своих территориях порядок.

Подробнее