Любой из них не против хоть всю жизнь служить в военном флоте…
14:43 2021.07.21 (обновлено: 14:44 2021.07.21)

В воскресенье Россия отмечает День Военно-Морского флота. Праздновать его будут и в сухопутном Усть-Илимске.

В Усть-Илимске с 2005 года моряков, которые, как известно, бывшими не бывают, объединяет клуб ветеранов Военно-Морского флота «Румб». У истоков его появления стоял Почетный гражданин города Аркадий Михайлович Волков. Как рассказывает один из участников клуба Владимир Токарев, изначально «Румб» объединял только моряков-подводников, а позже организация стала связывать всех моряков независимо от их места и рода службы. Ведь моряк – это не только статус на время службы, это – образ жизни, это навсегда.

Главной задачей клуба «Румб» является военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Моряки – частые гости в школах города, на встречах с молодежью.

10 апреля 2010 года по инициативе клуба «Румб» малому противолодочному кораблю №17 было присвоено имя «Усть-Илимск». Сейчас он находится в Петропавловске-Камчатском, в поселке Завойко. Кстати, с появлением у нашего города «своего» корабля многие призывники рвались на флот и мечтали служить именно на нем. И до недавних пор мечты ребят сбывались. Но несколько лет назад во флоте произошли изменения. С появлением суперсовременного вооружения и сокращением сроков службы до одного года, когда срочники не успевают даже изучить корабль, теперь там служат только контрактники.  

У усть-илимских моряков есть и свои традиции празднования Дня ВМФ. Это автопробег по улицам города, построение и митинг у памятного знака «Три звезды». Но второй год коронавирусная инфекция не позволяет масштабно провести праздничные мероприятия. Тем не менее в этот день моряки все равно встретятся, проедут на автомобилях с Андреевскими флагами, флагами Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов, громко заявят клаксонами о празднике. И, конечно, в этот день вспомнят о своих походах. А как же без этого! А сегодня несколько участников клуба делятся своими историями с читателями «Вестника».  

Под грифом «секретно»

Александр Дресвянский служил на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» с 1975 по 1978 годы. «Моя служба – секретная, был в специальной правительственной связи шифровальщиком. Мне с первого раза в военкомате в приписном листе написали: «ВМФ, школа младших специалистов связи». Поэтому я знал, что буду на флоте, готовился к этому. За время службы были разные ситуации, но чаще других до сих пор вспоминаю, как я пришел домой в свой первый отпуск. Отец обнял, поцеловал, а потом сказал: «Покажи, сын, отпускной билет». Я ему говорю, мол, ты что, мне не веришь? Показал билет, и тогда он меня за стол пригласил и просто объяснил: «А вдруг ты сбежал, а я бы тебя тут угощал?!». Папа служил с 1943 по 1950 годы, был старшиной танковой роты в Бресте, выпускал танкистов на фронт. И не мог допустить мысль о побеге сына», – рассказывает Александр Иванович.

Моряк-музыкант

Владимир Токарев, сам того не думая, предопределил место своей службы. Хотя, возможно, это было просто совпадение. «Я работал вожатым в лагере. И там была игра «пропали вожатые». Мне надо было что-то придумать, чтобы дети меня не нашли или не узнали. И тут я вспомнил про своего соседа, он служил на Северном флоте. Пришел к нему, попросил бескозырку и форму. И вот прохожу я мимо пионерского лагеря в форме, с чемоданом, как будто моряк приехал со службы. Мои ребята меня сразу узнали! Тогда я даже не знал, как гюйс пристегивать, может, и это сыграло?! А спустя несколько лет на пересыльном пункте мне написали: «Во флот». Вот тут я вспомнил этот случай и подумал, что, видимо, неспроста тогда примерял форму моряка... Кроме общеобразовательной школы я окончил еще и музыкальную. И музыкальный слух помог мне поступить в радиотехническую школу. По ее окончании меня направили служить на Балтийский флот на эсминец «Справедливый», я был радиотелеграфистом. И случай вновь изменил судьбу. Наш корабль стоял в бухте на ремонте, и командир отправил меня на завод за краской. Я на эсминце еще и художником был, лозунги разные писал. И вот иду я на завод и вдруг слышу – играет духовой оркестр. Пошел на звук. Подхожу и вижу: стоит город на воде – крейсер «Октябрьской революции»: высота 55 метров от поверхности воды и 210 метров длина, а на баке играет оркестр. Подошел к дирижеру, попросил послушать меня. Он дал мне флейту, которую пять лет никто в руках не держал. Конечно, пробки у нее высохли, я стал играть, а они посыпались. Доиграл и ушел расстроенный, что не получилось нормально сыграть. Но в итоге меня все-таки забрали на крейсер. Так я стал моряком-музыкантом. Многие подумают, что служба сразу стала легче. Но моряки-музыканты несут две службы. Первая – во время боя доставляют раненых в медпункт. Вторая – за рубежом несут противодиверсионную службу, когда в любое время дня и ночи должны увидеть диверсанта под водой», – вспоминает Владимир Яковлевич.  

«Флот делает мужчину мужчиной»

Игорь Сабуров служил с 1967 по 1970 год. Два года – на Северном флоте и год - в Севастополе. «То, что я попал на флот, в свое время для меня стало неожиданностью. В приписном с 1965 года мне писали «Московский округ». Я жил в Тверской области. И, естественно, думал: «Буду служить рядом и два года». А в 1967 году меня призвали в армию. Привезли сначала на районный сборный пункт, а потом на областной. Завели нас в спортивный зал школы. Стоим, ждем, когда начнут распределять. Выходит комиссия в военно-морской форме: офицер и два моряка. Начинают вызывать нас по фамилии. Произносят: «Сабуров». Я выхожу. Мне говорят: «Северный флот». И вот тут у меня все внутри оборвалось. «На флот. Как так?!» – недоумеваю я. Но делать нечего. Служба морская тяжелая и трудная. В увольнение первый год никто не ходит, только работы и военно-морские учения по боевой тревоге. Постоянно недосып и работа на корабле. На второй год становится полегче, в увольнение уже отпускают. Я вспоминаю, как несли вахту в море: четыре часа стоишь, четыре отдыхаешь, но отдыхаешь условно. Если боевая тревога, ты опять идешь на боевой пост. В сутках ты мог поспать всего два-три часа, особенно если учения. И до сих пор вспоминаю свой корабль – ничего красивее в жизни не видел, чем наш военный корабль. А как он себя ведет в океане, в море, когда шторм! Такой красавец, как зарывается в волну и выходит! Невероятно красиво! Помню, однажды у меня был перерыв между вахтами и я не пошел спать, а вышел на верхнюю палубу и любовался, как корабль в шторм идет. И потом, чем дольше был в море, тем больше мне нравилась служба. До флота я был робким. А море помогло мне воспитать твердость характера, порядочность. Сегодня молодым парням говорю только одно: «Трудности морской службы делают мужчину мужчиной. Если хотите стать настоящими мужчинами, идите на флот», – говорит Игорь Сабуров.

Под водой

В семье Мозолевых традиция служить на флоте – семейная. «Мой старший брат служил на подводной лодке и мне посоветовал пойти на нее. А еще сказал хорошо учиться в учебном отряде, чтобы потом была возможность выбрать, в какой базе и в каком месте служить», – говорит Сергей Мозолев. В военкомате его сразу приписали на флот. После отличной учебы на радиотелеграфиста ему, как и говорил брат, предложили выбрать место службы. Попросился в Магадан. Все удивились: почему север, а не Владивосток, например? Но он целенаправленно шел по стопам брата. Сергей Константинович вспоминает, как в первый день на лодке новичка отправили рабочим по камбузу. Пришел к мичману отмечаться, назвал фамилию, а мичман ему в ответ: «О, однофамилец. Служил с таким». «А я ему говорю: «Это мой старший брат, по его совету и попросился сюда». В общем, попал в ту же бригаду, на ту же лодку, где служил старший брат. Тяготы службы после первого дня сразу закончились. Офицеры и старослужащие уважают людей, которые приходят служить на место старших братьев, родственников. Когда я пришел, там еще были ребята, которые с братом служили. Поэтому отношение ко мне было хорошее. Три года быстро пролетели: боевые походы, задачи, автономки. Помню, еще в начале службы офицеры показывали нам старослужащих ребят и говорили, что они две автономки прошли. Я тогда и не думал, что за время службы пройду четыре. Самая продолжительная из них вышла случайно. Мы стояли на Камчатке, свои задачи команда выполнила. И на время болезни одного из телеграфистов меня перекинули на другую лодку. Так я на четыре месяца ушел под Лос-Анджелес», – рассказывает Сергей Константинович и сожалением добавляет, что сейчас на подводную лодку срочников не берут, только контрактников. «Что можно узнать за год службы? Я только восемь месяцев учился на радиотелеграфиста, потом осваивал лодку. Пока привыкнешь, все выучишь. Только к концу второго года ты становишься специалистом. А уже на третий год идет полностью отдача службе», – добавляет он.

Покорил две стихии

У Юрия Гриппы, служба которого проходила с 1984 по 1987 годы, есть опыт и надводной, и подводной службы. До армии он учился и работал в речном флоте, и оттуда же призвался на Тихоокеанский флот. Полгода провел в учебном отряде, а потом отправили в Мурманск на Северный флот. Там он и провел основные два с половиной года службы на дизельной подводной лодке. Вспоминает, как волновался на первом погружении. Говорит, что к погружению нельзя привыкнуть, всегда волнуешься, как в первый раз.

Ну а первое погружение для новобранцев – это еще и посвящение: надо поцеловать аварийную кувалду и выпить плафон забортной воды, а потом вручают удостоверение подводника. «Мой дядя служил на Тихоокеанском флоте, поэтому я с детства слышал рассказы о море. У меня до сих пор хранится его альбом. Если бы сейчас пришлось выбирать место службы, я бы ничего не менял, прошел бы этим же путем и выбрал подводную лодку. Там спокойнее. Я служил мотористом, а в подводном положении мотористы всегда отдыхали», – улыбаясь, вспоминает Юрий Гриппа. Кстати, после службы в армии он не расстался с флотом: еще 15 лет работал на Байкале на корабле.  

Председатель клуба «Румб» – Иван Зайцев, заместитель – Александр Дресвянский, пресс-секретарь – Владимир Токарев, секретарь – Александр Матвейчук. Члены совета: Сергей Мозолев, Михаил Абрамушкин, Игорь Сабуров, Сергей Алекминский, Иван Глушнев, Геннадий Кузнецов, Виктор Антонов. 

Моряки благодарят за поддержку военного комиссара Усть-Илимска Александра Елисеева, директора краеведческого музея Наталью Мешалкину и сотрудников музея, председателя совета ветеранов УИ ЛПК Ивана Покатилова.

 

Оксана КВИНТ

Актуально

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее