Усть-Илимск накрыла третья волна: репортаж из «красной зоны»
16:05 2021.06.29 (обновлено: 16:06 2021.06.29)

В городе продолжается стремительной рост заболеваемости COVID-19. По словам врача-инфекциониста, заместителя главного врача Усть-Илимской городской больницы Ирины Гаврилюк, еще месяц назад в стационаре находилось 20 человек, сейчас – более 100. Амбулаторно лечилось всего 7-8 больных, сейчас уже более 500 человек. С начала года эта страшная инфекция унесла жизни 119 наших земляков…

Болезнь заметно «молодеет» и «тяжелеет». На днях в ковидный госпиталь поступил очень тяжелый 30-летний парень с 80-процентным поражением легких, у которого не было никаких сопутствующих заболеваний. Он приехал погостить домой из Москвы.

Но даже такая сложная обстановка в городе почему-то не напрягает устьилимцев. В общественных местах, в том числе в автобусах, лишь единицы носят маски, и то – на подбородке или под носом.

Кампания по вакцинации в городе, как и во всей стране, провалилась. Прививки ставили самые ответственные в возрасте 65+, остальные же уходили в долгие дебаты на тему качества вакцины, наличия антител, побочных явлений от вакцины, забывая о последствиях самой болезни. Проигнорировав возможность вакцинации, Усть-Илимск получил практически перпендикулярный рост заболеваемости со второй недели июня.

Коронавирусная инфекция молниеносно распространяется, образуя новые штаммы, которые еще только предстоит изучать. На сегодня из известных штаммов в РФ были выявлены британский, южноафриканский, индийский и несколько локальных. От всех этих вариантов может защитить только вакцинация.

– Еще в прошлом году, когда только начинался ковид, наши врачи прошли обучение, – говорит Ирина Гаврилюк. – В течение года выходят новые методические рекомендации, мы с ними сразу знакомимся, потому что меняется течение болезни, тактика лечения, подход к ней. Эта инфекция не поддается никакой классификации и мало прогнозируемая.

О том, что эта болезнь совершенно непредсказуема, нам рассказали врачи, которые уже второй год подряд находятся на передовой борьбы с коронавирусом.

Ковидный госпиталь на 120 коек разместился в лечебной зоне в здании бывшего детского инфекционного отделения. «Детскую инфекцию» перенесли в главный корпус городской больницы. За те несколько минут, когда нас провожали в «чистую зону», где находится ординаторская, в приемный покой поступила беременная женщина, и «скорая» привезла очередного тяжелого пациента.

Как рассказала Ирина Гаврилюк, при существующей ситуации по штату в стационаре положено шесть врачей, но на сегодняшний день работает четыре. Это заведующая отделением Инна Белоусова, педиатры Елена Прокопенко, Олег Кухарский, Татьяна Семерникова, и в приемном покое помогает заведующая детским хирургическим отделением Олеся Кадырова. С 1 июля двое из них ушли в отпуск. Нагрузка на оставшихся увеличилась. Работают усть-илимские доктора не вахтами, а сутками – без выходных и праздников. Затишье между волнами дало возможность выдохнуть, но и в это время люди болели коронавирусом. Их было меньше, чем в периоды роста, но они болели ковидом и умирали. Так что докторам работа была всегда. Тогда как самих врачей не хватало и не хватает.

Пациенты поступают в больницу «оглушенные»

Доктор Олег Кухарский с октября прошлого года трудится в «красной зоне»:

– Коронавирус поражает свертывающуюся систему крови. Образуются множественные микротромбы, которые забивают мелкие сосуды, и начинают страдать практически все внутренние органы, в первую очередь легкие. Кровоток замедляется, человеку нечем дышать. Кровь не разносит по организму кислород. Обостряются хронические заболевания всех профилей, сердце начинает плохо работать, давление скачет. Люди реально умирают. Чаще всего население интересует, сколько процентов легких повреждено. Если год назад мы на этом зацикливались, то сейчас понимаем, что проценты показывает одномоментный снимок, а через пару дней или несколько часов эта картина может быть абсолютно другой. Легкие (или весь организм) может поразить молниеносно. Поэтому, когда мы назначаем основное лечение – противовирусное средство, кроверазжижающие препараты, мы воздействием не на причину, а на последствия, разгоняя тромбы.

Олег Андреевич рассказал, что, как правило, пациенты поступают в стационар «оглушенные», с нарушенной психикой, не в адеквате, и приходят в себя только на четвертые сутки.

– Естественно, в большей мере болеет пожилое население  65+, – говорит врач. – Причина заболевания –  абсолютно беспечное отношение детей, внуков. Народ не привит. Молодежь пренебрегает средствами защиты, и сегодня она уже значительно пополняет ряды инфицированных и переносит болезнь тяжелее. К сожалению, приходится наблюдать, когда в стационар к родственникам приходят молодые люди, не надев маску, как следует. В таком виде они приходят и за зараженным телом умершего. И если на входе в госпиталь не было ковида у человека, то он с ним может выйти отсюда, посидев без средств защиты среди заболевших.

Выдерживают не все…

С сентября 2020 года работает здесь врач-терапевт инфекционного отделения

Петр Вдовин. Он говорит, что сегодняшняя ситуация с ковидом повторяет прошлогодние  октябрьские события. Пошла новая волна. Есть случаи повторного заражения. Петр Александрович рассказал, что в его суточное дежурство произошло сразу пять смертей. Самой старшей женщине было 94 года, и 50 лет – мужчине.

– Все это дается трудно. Определенное профессиональное выгорание происходит.

– Как справляетесь?

– Стараюсь учиться не брать все близко к сердцу.

– Жалобы бывают от родственников пациентов?

– В отделении более ста человек, и постоянно звонят родственники каждого из них. Телефон в ординаторской не умолкает. Часто приходится выслушивать жалобы. Вот, например, сегодня утром скоропостижно умерла молодая женщина. Никто не ожидал. Родственники начали выяснять, почему так произошло, что не так врачи сделали? Пытаешься объяснить, что такая болезнь. Кто-то на этом успокаивается, а кто-то нет. У нас была ситуация, когда пациента уже готовили к выписке для продолжения реабилитации в санатории, а он пошел утром умываться и умер.

Большинство врачей переболели этой страшной болезнью. Среди них врач-педиатр Татьяна Семерникова:

– Работая здесь, мы увидели,  насколько коротка жизнь. Как все может повернуться в одно мгновение. С человеком, вроде, разговариваешь, а он на твоих глазах повернулся на другой бок, надулся, посинел и умер. Сами плачем, очень переживаем. Поплачем-поплачем и идем работать. А иной раз думаешь, что с этим пациентом все очень плохо, а он раз – и пошел на поправку!

В феврале этого года, получив сертификат врача-инфекциониста, пришла к терапевтам детский хирург Олеся Кадырова. Поначалу она  вместе с Татьяной Семерниковой работала в обсервации диагностического отделения, куда привозили пациентов с неясным диагнозом. Сейчас Олеся Петровна трудится в приемном покое. Именно ей первой приходится сталкиваться с пациентами, которые дезориентированы и запуганы. Порой они сами не понимают, что говорят, и поэтому не так просто собрать сведения, когда человек заболел и пр.

Некоторые врачи не выдерживают и уходят. Так, прошлой осенью на плечи молодого педиатра Елены Прокопенко в одночасье легла забота о 70 (!) пациентах стационара. Потому что другой врач не выдержала, ушла через две недели работы в ковидном госпитале. 

Заместитель главного врача Ирина Гаврилюк рассказывает, на помощь в стационар приходят все, кто может, многие врачи, медсестры работают по совместительству. Приходят студенты медвузов, колледжей.

Пятикурсник Красноярского мединститута, выпускник усть-илимского лицея Евгений Кивилик добровольно пришел поработать  в ковидный госпиталь в свои летние каникулы. Хочет стать детским доктором, пошел по стопам мамы – Татьяны Валерьевны Щербаненко, врача гастроэнтеролога-терапевта, которая также помогает своим коллегам в ковидном госпитале.

У Евгения уже есть небольшой опыт работы с ковидными больными.  В прошлом году работал на левом берегу санитаром. А сейчас получил сертификат медицинского брата, который дает право работать. Евгений пока не так много времени проработал медбратом, но среди старших коллег уже успел заслужить уважение. Говорит, очень больно смотреть, когда в тяжелом состоянии попадают в госпиталь молодые люди, и советует всем носить маски и обязательно поставить прививку.

КТ не выдерживает!

Мои собеседники считают, что заболеваемость ковидом возросла потому, что начались отпуска, многие стали выезжать за пределы региона, да и к устьилимцам в гости приезжают из разных уголков страны близкие и знакомые.

– Если в семье кто-то заболел, его надо изолировать: либо выделить ему отдельную комнату, либо вывезти на дачу, если есть возможность, – рекомендует Ирина Гаврилюк. – Он должен питаться отдельно, иметь индивидуальную посуду, не ходить по гостям и в общественные места, обрабатывать предметы личной гигиены. Если эти условия не соблюдаются, в течение пяти дней заболевает вся семья.

– При каких симптомах стоит бить тревогу?

– Люди считают, что, прибежав в больницу, можно спрятаться от инфекции и оградить от нее своих близких. Сразу настаивают на госпитализации и требуют компьютерную томографию, хотя, в принципе, показаний для этого нет. Аппарат КТ не выдерживает нагрузок, ему тоже нужен отдых, а именно здесь происходит большое скопление людей. Не стоит приходить в приемный покой с температурой 37,5. В таких случаях можно лечиться дома, соблюдая санэпидрежим. Когда человек легко болеет, и у него, к примеру, 15% поражения легких,  ему не обязательно ложиться в больницу, ведь когда поступит тяжелый пациент, он будет вынужден лежать в коридоре без кислорода. Дома человек поправится быстрее, выходя на балкон, гуляя вечером в маске вокруг дома. Когда нетяжелый больной попадает в палату, где все выделяют инфекцию, увеличивается концентрация вдыхания этих микроорганизмов, и он продолжает дышать этими вирусами. У нас нет возможности положить каждого в отдельную палату. В палате лежат по три пациента.

Спасение – вакцинация!

Главный врач Усть-Илимской городской больницы Владимир Рыбицкий оценивает ситуацию в городе как катастрофу.

– Даже во время войны, если люди делают правильные шаги, они могут выжить, – говорит Владимир Михайлович. – То же самое и у нас сейчас произошло. Если во время взрыва вы следуете инструкции, как укрыться, вы сохраните себе жизнь. Взрыв в нашем случае распространяет инфекцию, и чтобы спастись, надо носить маски, соблюдать дистанцию, не появляться в местах, где большое скопление людей, часто мыть руки, не трогать руками лицо, все, что куплено в магазине, придя домой, промыть под краном с мылом, в квартире чаще делать уборку с антисептиком. Это простые шаги, но их надо совершать во имя собственного спасения. Я не знаю, какие еще нужны слова, чтобы люди задумались, насколько страшная и серьезная болезнь накрыла весь мир. А спасение одно – вакцинация. Это сегодня единственный выход. Некоторые говорят, что прививаться не будем, на нас проводят эксперименты. Но если вы не делаете прививку, вы тоже экспериментируете над собой. Большинство населения во всем мире прививается. Не может же быть весь мир глупым?!

Наталья ИВАНИШИНА | Фото Милены ПЬЯНКОВОЙ

Актуально

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории