Дочь солдата
02:02 2021.05.15 (обновлено: 08:04 2021.05.15)

Все, кто знают Ольгу Александровну Андрееву, не перестают удивляться ее оптимизму, чувству юмора, жизнелюбию. Хотя за плечами этой 80-летней женщины совсем непростая судьба…

Ольга Александровна родилась за полгода до начала Великой Отечественной войны

 в деревне Иша́ки в Чувашии. Отец в это время был призван в Красную Армию. Маме одной приходилось справляться не только с новорожденной Олей, но и воспитывать старшую дочь – восьмилетнюю Лену.

Хорошо помнит, как в пять лет с подружками собирала в поле колоски, оставшиеся после уборки зерновых. Ходили босиком, все ноги были исколоты в кровь.

– Давали нам фартучки, в которые мы колоски собирали, –  рассказывает Ольга Александровна. – Однажды у моей подружки в кармане фартука колосок остался, так ей так тогда от взрослых досталось! После этого вместо фартуков стали выдавать простые мешочки.

Отец с фронта не вернулся, погиб под Сталинградом. Семья осталась без кормильца…

В 1947 году Ольга пошла в первый класс, старалась учиться только на пятерки.

– В послевоенное время также нечего было надеть, бегали босые в школу, – делится воспоминаниями женщина. – Одноклассник Лева даже без штанов ходил. Все говорил: «Вот вырасту, стану большим начальником и жизнь в деревне устрою хорошую!» И что вы думаете? Он вырос и стал большим начальником. В родной деревне построил часовню, Дом знаний и памятный мемориал труженикам тыла и воинам-односельчанам. Лева совсем недавно ушел из жизни. Но успел еще в селе поставить памятник А.С. Пушкину.

Выжить помогло Забайкалье

Жить в Чувашии стало невмоготу. Из-за голода и нищеты многие переселялись в Сибирь. Решили в 1950 году переехать в Забайкалье и Андреевы. Как вспоминает Ольга Александровна, до Сретенска они добирались на товарнике целый месяц. Состав был из 90 вагонов, в которых ехали не только из Чувашии, но и из Татарстана, Мордовии. В каждом вагоне размещалось в среднем по три семьи со своим нехитрым скарбом.

– Когда вышли из поезда, мама, увидев кругом валежины, упала на колени и давай землю целовать, приговаривая: «Хоть теперь с дровами будем!» Ведь в нашей деревне дров было не достать, печь топили соломой.

Поселились Андреевы в селе Адом. Им, как переселенцам, выдали подъемные и одну корову.

– Мама тогда купила сахар и круглые полосатые конфеты. Мы с сестрой впервые увидели сладости и даже не знали, как их есть. Помню, конфеты назывались «Крыжовник», – рассказывает Ольга Александровна. – Ели тогда и горькую лебеду, и крапиву. Внук мой и сегодня  просит меня сварить суп из крапивы, когда мы приезжаем на дачу. А там нет ничего хитрого: крапива, картошка и немного сметаны!

После четырехлетки надо было продолжать учебу в соседней деревне за девять километров. Но доучиться не получилось, и после пятого класса Ольга пошла работать дояркой в колхоз. Доверили девчушке 12 коров, от каждой планировалось получить по теленочку. Но так произошло, что одна корова умудрилась отелиться дважды, и 13-го теленка подарили  Ольге за ее труды, а в придачу дали 200 литров молока и креп-жоржетовый отрез на платье. Радости не было предела! Мама и сестра с гордостью говорили: «Такая маленькая, а уже настоящая кормилица в семье!»

Ольга рано вступила в комсомол, занималась общественной работой. Собирала молодежь, и с концертами они ездили по деревням. Какое-то время работала в Канске на текстильной фабрике, где ее сразу назначили секретарем комсомольской организации. Но заболела мама, и девушка вернулась в Забайкалье, где пять лет трудилась десятником в леспромхозе. За это время успела освоить трактор и другую технику.

Вскоре Ольга встретила свою судьбу – Николая.

Отец

Выйдя замуж, Ольга Александровна не стала менять фамилию. Она говорит, что слишком дорога ей память об отце. Она хоть и не видела его ни разу, но знает, что он героически погиб.

– Когда мы уезжали в 1950 году в Забайкалье, на чердаке нашли четыре чемодана с какими-то чертежами. Мама говорила, что папа был грамотным человеком, строил мосты. На всю деревню он был единственным бригадиром, – рассказывает дочь солдата.

Александр Маркович Андреев погиб в январе 1943 года под Сталинградом, похоронен в братской могиле на хуторе Вертячий Городнищенского района Волгоградской области.

Под монументом покоится сегодня 3000 воинов, имена 276 неизвестны. Среди них – 87 узников лагеря, который немцы устроили на территории хутора. О том, что происходило в его застенках, сказано в акте, который приводится рядом: «Мы, нижеподписавшиеся, составили акт о следующем: после освобождения частями Красной Армии хутора Вертячий Сталинградской области, мы осмотрели лагерь советских военнопленных. Под соломой в бараке, а также в других местах нами обнаружены 87 трупов красноармейцев и командиров. Более десяти трупов настолько изуродованы, что потеряли человеческий вид. У многих замученных немцами бойцов распороты животы, выколоты глаза, отрезаны уши и носы. Нами установлено, что немцы принуждали пленных работать по 14 часов в сутки на строительстве оборонительных сооружений. В течение дня им выдавали пол-литра кипятка, вечером – 3-4 ложки заваренной ржи и кусочек дохлой конины. Раненым и больным не выдавалось вовсе. Обессилевших и больных немцы избивали палками. За несколько дней до начала наступления советских войск немцы совершенно перестали кормить всех пленных и обрекли их на голодную смерть. Из 89 советских военнопленных, находящихся в лагере на хуторе Вертячий, умерло от голода, замучено и расстреляно 87 человек. В чем и подписываемся: старший военфельдшер Рябов, капитан Рощин, капитан Калашников, старший лейтенант Штапопруд, лейтенант Нелин, старшина Баранов, техник-интендант 2-го ранга Каплун, красноармеец Андреев, жители хутора Вертячий – Плотникова, Конжиголева, Старикова. 30 ноября 1942 года».

В числе подписавших акт – красноармеец Андреев. Есть предположение, что это был отец Ольги Александровны, так как акт был составлен 30 ноября 1942 года, а погиб красноармеец, рядовой стрелок Александр Андреев 10 января 1943 года.

Три года назад Ольга Андреева посетила братскую могилу на хуторе Вертячий, где похоронен ее отец. Женщина рассказала, что останки погибших на этой земле перезахоранивались дважды, а недавно ей сообщили, что имя ее отца занесено в Галерею памяти в музейном комплексе «Дорога памяти», который входит в состав военно-патриотического парка «Патриот» и расположен по круговой линии от Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации (в Подмосковье). Здесь будут увековечены имена более 34 миллионов воинов, сражавшихся против немецко-фашистских захватчиков.

 

Забот хватает и сегодня

В Усть-Илимск Ольга Андреева вместе с мужем приехала в 1967 году. Здесь родился сын Павел и двое внуков. Правда, вот уже более 20 лет нет рядом супруга Николая. Но Ольга Александровна говорит, что ей не привыкать мужскую работу делать самой. Пережила военное и послевоенное детство. Из-за физических нагрузок долго не могла иметь детей. Но ее жизненной энергии всегда хватало на троих. Десять лет отработала на бетонном заводе оператором в надбункерном отделении.

На заслуженный отдых Ольга Александровна ушла в 1991 году. Но с тех пор она не прекращала заниматься общественной работой. Вот уже 26 лет Ольга Андреева работает в Совете ветеранов левобережья, является ветераном города Усть-Илимска, Иркутской области, РФ.  Награждена медалями «Дети вой­ны», «90 лет ВЛКСМ», «100 лет Октябрьской революции», Знаком общественного признания «75 лет Иркутской области». Имеет многочисленные грамоты городского и регионального значения.

Забот у этой героической женщины хватает и сегодня. Единственное, что ее беспокоит, – что в левобережном Совете ветеранов она осталась одна. В прошлом году ушел из жизни Иван Моисеевич Месникович, который занимался направлением «Дети войны». Теперь на плечах Ольги Александровны не только труженики тыла, но и дети войны, которых никак нельзя обделить вниманием. А еще – военно-патриотическая работа в школах. «Война не должна забываться поколением, которое идет за нами. И сделать это – в наших силах», – убеждена Ольга Андреева.

Наталья ИВАНИШИНА | Фото автора, из архива Ольги Андреевой и открытых источников

Актуально

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее

Самое читаемое

Обсуждаемое в категории

В Усть-Илимске эвакуируют автомобили и штрафуют автовладельцев на неправильную парковку

Очередной рейд по выявлению нарушителей правил стоянки автотранспортных средств провели 18 апреля специалисты администрации города совместно с сотрудниками ГИБДД.

Подробнее
Аэропорт Усть-Илимска в этом году планирует получить разрешение на обслуживание самолетов Ан-24, А-26, АТR-42

Как сообщили в пресс-службе правительства Иркутской области, в этом году усть-илимский аэропорт намерен завершить процедуру обязательной сертификации оператора аэродрома. Тогда он сможет принимать воздушные суда 3-го класса со взлетной массой от 10 до 30 тонн. Но сперва необходимо пройти аттестацию аварийно-спасательного формирования аэродрома и спасателей.

Подробнее
Навести порядок в своем городе

В 2023 году административная комиссия Усть-Илимска провела 48 заседаний, на которых рассмотрела 752 дела об административных правонарушениях.

Подробнее